Войти в почту

В метро со скидкой: в чем риски эксперимента на самых загруженных ветках в Москве?

Для того чтобы разгрузить Таганско-Краснопресненскую и Некрасовскую линии московского метрополитена в утренний час пик, со 2 ноября утренний проезд по ним сделают в два раза дешевле

В метро со скидкой: в чем риски эксперимента?
© Гавриил Григоров/ТАСС

На двух ветках московского метро (Таганско-Краснопресненской и Некрасовской) по рабочим дням пассажиры будут платить за проезд вдвое меньше, если войдут на любую из станций с момента открытия до 7:15 и с 8:45 до 9:15. По замыслу столичных властей, это снизит нагрузку в час пик и даст возможность пассажирам лучше соблюдать социальную дистанцию.

Сергей ездит на работу со станции «Текстильщики». Говорит, раньше пользовался МЦД, но теперь постарается ездить в скидочное время на метро:

«Промежуток попадается на восемь утра. Я просто не захожу в метро, потому что зайти нереально: ты должен ждать третьего поезда и ехать буквально весь сдавленный. Как правило, я пользуюсь электричкой. Так делаю не только я, но и те, кто живет рядом. Все садятся на МЦД. Это не только от людей зависит, но и от работодателя, во сколько у тебя начинается работа. Я буду пользоваться вторым промежутком, который с 8:45 до 9:15, но у меня работа, не фиксированная по времени».

К условиям эксперимента есть несколько вопросов, говорит заместитель директора Центра цифровых высокоскоростных транспортных систем РУТ (МИИТ) Александр Чекмарев:

«Время выбрано не самое удачное, потому что с 8:45 до 9:15 — это самый утренний час пик. Зачем дополнительно пытаться привлечь людей в это время, не очень понятно. Почему эксперимент проводится только на двух линиях? Если оценивать эффект в целом для города, было бы логично провести этот эксперимент на всем метрополитене сразу. Тогда, действительно, можно более ярко заметить возможную динамику изменения, и для всех жителей города это создаст примерно равные условия».

Очевидно, что объявление скидок в час пик на и без того коллапсирующих линиях — это ошибка, которая приведет к дополнительному притоку пассажиров и увеличит риск заражения коронавирусом, и так высокий в переполненном вестибюле и вагонах.

До этого власти никогда не занимались регулированием пассажиропотока в зависимости от часов. Изредка город, правда, устраивает бесплатный проезд в подземке, но это другое — скорее подарок жителям в честь праздника. Еще можно вспомнить июль 1991 года, когда бесплатный проезд организовала за свой счет печально известная компания МММ. Это был удачный пиар.

Но нынешняя инициатива, скорее всего, пробная, и, возможно, изменится сам принцип тарификации, допускает старший научный сотрудник Центра исследования транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Павел Зюзин:

— Есть несколько подходов, как варьировать стоимость проезда. Есть еще один инструмент, который пока еще не задействован: в принципе, это то же самое — регулирование стоимости проезда, но только не в зависимости от времени, а в зависимости от дальности поездок.

— Получается, что в загруженное время делают скидку? Получается, что, наоборот, привлекают людей на это время?

— Я склонен рассматривать такие решения как пробные. Конечно, по логике должна быть противоположная ситуация. Мы этого пока не видим, но я допускаю, что колебания могут быть и в обратную сторону, и сейчас решения, которые отрабатываются, не конечные.

Скидка до 22 рублей предоставляется только в рабочие дни. Поездки в метро также станут дешевле для тех, кто пересаживается с городского общественного транспорта: по билету «Кошелек» карты «Тройка» сразу спишется 20 рублей вместо 40. По билету «Единый» на 60 поездок или по безлимитному «Единому» на карте «Тройка» компенсация будет раз в неделю начисляться на «Кошелек» — по 20 рублей за день. По банковской карте спишется 22 рубля вместо 44. А платежная система «Мир» сделала для владельцев своих карт проезд дешевле еще на 10 рублей. Скидка не распространяется на бумажные «Единые» и на льготные проездные.