Войти в почту

Воздух в столице стал чище, потому что мы реже ездим на машинах

Вторую неделю подряд в столице фиксируется снижение загрязнения воздуха. Такие данные приводит ГПБУ «Мосэкомониторинг». В начале года Москва заняла 70-е место в рейтинге World Regional Capital City Ranking. Города ранжированы по уровню загрязнения воздуха: чем ближе к концу, тем чище городская среда. Став 70-й из 85, столица оказалась городом, который полностью соответствует требованиям ВОЗ. Можно ли экологическую ситуацию в городе назвать идеальной? Выясняем у экспертов.

Воздух в столице стал чище
© Вечерняя Москва

За последний год в Москве резко снизилась концентрация частиц РМ 2,5, то есть пыли, золы, сажи, сульфатов и нитратов. Почему это произошло, и какая горожанам польза?

Мы беседуем с руководителем энергетической программы российского отделения «Гринпис» Владимиром Чупровым.

— Согласно рейтингу World Regional Capital City Ranking, мы по чистоте воздуха на уровне Берлина, Стокгольма и Хельсинки. Это, без сомнения, хорошо, — убежден Владимир. — Потому что эти города считаются достаточно чистыми. Таким образом, рейтинг подтверждает официальные данные о том, что выбросы в городскую атмосферу в 2019 году снижались. В том числе по РМ 2,5.

— А что это за зверь?

— Очень опасный канцероген. Это содержащиеся в воздухе мельчайшие, невидимые глазу частицы. Например, микрочастицы сажи от сгорания дизельного топлива, частицы стирающихся об асфальт шин, мельчайшая пыль со строек и т.д. Все это оседает в легких и при больших концентрациях может вызвать рак. Чем меньше РМ 2,5, тем лучше.

— Почему концентрацию этого вещества удалось существенно уменьшить?

— Потому что последние 10 лет к этому прилагались очень серьезные усилия. Начнем с того, что свыше 90 процентов выбросов в атмосферу Москвы делают автомобили. И вот в 2012 году в Москве начали вводить платные парковки, стимулируя автовладельцев пересесть на общественный транспорт. И многие пересели. По крайней мере не стали ездить на машинах в офис. Зайдите днем в любой столичный двор — там полно машин! Что это значит? Не поехали. Второй важный момент: резко выросла сеть метро. Появилось МЦК. Недавно открыли МЦД, чтобы люди не ездили на машинах из области. Это тоже дало эффект. Плюс Москва первой в России ввела топливо Евро-5, и объем выбросов от автомобилей снова снизился. Плюс электробусы, более экологичные автобусы общественного транспорта — все это дало эффект.

— А что еще нужно сделать?

— Я бы обратил внимание на коммунальную технику. Трактора коммунальщиков, как правило, заправляются дизтопливом и чадят, как паровозы. Эту технику нужно постепенно менять.

— Как скажется на чистоте воздуха глобальное потепление климата?

— Пока сказывается хорошо. Нынешней теплой зимой, например, московские ТЭЦ сожгли значительно меньше газа, а значит, в атмосферу попало меньше выбросов. Водители реже прогревали во дворах машины и меньше загрязняли атмосферу. Коммунальной технике во дворах и на дорогах было значительно меньше работы, а это значит, опять же, меньше выбросов и пробок. В общем, теплая зима пошла в плюс. Но глобальное потепление — палка о двух концах. Летом, например, чаще образуются блокирующие антициклоны, когда случается солнечная и безветренная погода. В результате выбросы не рассеиваются, а окутывают город, возникает смог. А могут случиться и лесные пожары, как, например, в 2010-м.

— Воздух в Москве можно назвать чистым?

— Смотря где. Вдоль всех широких улиц он по определению не может быть чистым. Поэтому гулять, скажем, в будний день по Садовому кольцу или вдоль Ленинградки лично я бы не советовал. Идите дворами — там воздух значительно лучше.

— А что делать, если вы вдоль такой магистрали живете?

— Закрывать окна. А проветривать квартиру через окна, которые выходят во двор. Если у вас есть возможность выбирать квартиру, я бы советовал селиться во второй-третьей линии домов от крупной магистрали. И этажом повыше, куда выхлопы автомобилей не долетают совсем или долетают в сильно разбавленном виде.

— Могут ли сами москвичи сделать воздух в городе чище?

— Разумеется. Самый простой способ — изменить свое транспортное поведение. Если у вас есть автомобиль, не пользуйтесь им без крайней необходимости. Ездить на дачу и за покупками — да. Тут без машины обойтись сложно. Но для ежедневных поездок на работу лучше использовать общественный транспорт. Он быстрее, дешевле и экологичнее — особенно рельсовый.

СПРАВКА «ВМ»

В 2010 году в Москве было зарегистрировано 3,5 миллиона автомобилей. Совокупно они выбрасывали в атмосферу города 1 миллион тонн вредных веществ.