Войти в почту

Кто следит за часами на улицах Москвы

Глубокая московская ночь, полупустынные улицы, "чириканье" светофоров. Чем бы таким заняться? Самое время смотреть на часы. Так считают сотрудники "Службы времени". Это такая организация, где работают монтажники-электрики высочайшей квалификации. И пока никто не видит, они объезжают московские улицы и следят, чтобы часы на столбах не отставали и не спешили.

Кто следит за часами на улицах Москвы
© rg.ru
"Хоть сейчас у каждого москвича есть мобильник, время мы все равно по привычке сверяем по уличным часам", - рассказывает нам руководитель электромомонтажных бригад и мастерских "Службы времени" Вячеслав Семенов. Вот почему горожане практически каждый день звонят в диспетчерскую и интересуются, правильно ли идут часы. И если нет, то скоро ли их починят.

Сейчас в городе в общей сложности 1082 часовых установки на улицах. В основном их можно увидеть на фонарных столбах вдоль дорог, часть находится в скверах. Как успеть выставить точное время на всех сразу? Современные московские часы получают данные о времени со спутника. И с помощью модуля GPS/ГЛОНАСС, по сути, сами его выставляют. "Все городские часы автономные, - отмечает Вячеслав. - Скажем, хакерам взломать их никак не удастся". Днем электрочасы работают на встроенном аккумуляторе, с наступлением темноты - от уличного освещения. Если вдруг случится авария, аккумуляторы способны поддерживать работу механизмов в течение 72 часов.

Допустимый норматив отклонения от точного времени - плюс-минус 3 минуты. Но если даже такое расхождение наблюдается - значит, с часовым механизмом что-то не так. Надо снимать и ехать в мастерскую разбираться. Или, например, фура задела столб с часами - тоже нужна замена. И к тому же никто не отменял регламентные работы, чистку стекла... Поэтому в 22:00 на службу заступает "ночной дозор".

"А что поделаешь? Мегаполис, - объясняет Вячеслав. - Только ночью есть шанс подъехать к часам. Днем - слишком интенсивное движение". В светлое время бригады выезжают только на срочные восстановительные работы. Впрочем, московские водители и ночью не спят. Чтобы обезопасить "часовых", в каждый ночной рейс берут машину безопасности. Сначала ставят знаки объезда, потом фургон с мерцающей стрелкой на дверях и только потом - автовышку. Она нужна, поскольку часы нередко расположены на высоте 3-4-этажного дома.

"Мы берем на службу не просто профессионалов, а тех, у кого есть допуск к высотным работам, - говорит руководитель "Службы времени". - И потом - они должны быть крепкими". Во всех смыслах крепкими. Во-первых, психологически. Не каждый выдержит ночные смены до рассвета. Ну и хилякам не место в "Службе времени". Эти "часики" за стеклом на столбах только кажутся миниатюрными. В Москве как-то висели часы, которые весили больше центнера. Их, правда, уже заменили моделью полегче. Но все равно 50 кило попробуй подними, да еще стоя в люльке над ночной дорогой! К счастью, снимать установку приходится не каждый раз. Чтобы выставить точное время, мастеру достаточно подключить пульт управления к электронному блоку...

И вот наступает утро, дозор засыпает, просыпаются горожане. И в такт мегаполису синхронно движутся стрелки 1082 часов. Если вы заметите, что какие-то из них отстали или ушли вперед - звоните +7(499)267-30-71. Звоните днем и ночью. Диспетчерская работает круглыми сутками. Чтобы москвичи никогда не теряли точное время.

Текст: Сергей Бабкин