Войти в почту

История метро: от планов и мечтаний к реализации

В 1935 году, 83 года назад, «Вечерняя Москва» написала об открытии первой линии столичного метрополитена — Сокольнической. Сегодня мы решили вспомнить, как развивалась столичная подземка. На самом деле метро в Москве хотели построить еще до революции. Тогда планы по созданию метро в Москве были скорее просто завистливыми рассуждениями. Дело в том, что в Лондоне в 1863 году было открыто метро, которым восхищались многие наши соотечественники. О метро в своей книге «Москва и москвичи» говорил еще писатель и журналист Владимир Гиляровский. — В Городской думе не раз поговаривали о метро, но как-то неуверенно. Сами отцы города чувствовали, что при воровстве, взяточничестве такую панаму разведут, что никаких богатств не хватит, — писал Гиляровский. А предложил эту идею в 1875 году инженер Василий Титов. Его проект предполагал строительство подземной железнодорожной линии от Курского вокзала до Марьиной рощи. Существует мнение, что против строительства первой российской подземки выступала церковь. — Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю, — писал митрополит Исидор другому митрополиту, Иннокентию. Впрочем, официально метро решили не строить из-за высоких денежных затрат. После этого в Москве еще неоднократно поднимали вопрос о необходимости строительства, однако ни одно из предложений не получило развития. Самый яркий дореволюционный проект строительства метро разработали в 1902 году инженеры Петр Балинский и Евгений Кнорре. — Они предложили на Красной площади построить центральный вокзал, от которого в разные районы отходят радиусы. Таким образом планировалось решить проблемы загруженности московских дорог. Проект долго обсуждался, но потом пришли к мнению, что нет ресурсов на это строительство, — рассказывает историк и москвовед Филипп Смирнов. Всерьез о метрополитене задумались только после установления Советской власти. — Где-то с 1927 года в Москве серьезно задумались о строительстве метро. К 1933 году решение о строительстве было принято окончательно, и российские инженеры и архитекторы отправились в европейские города с целью набраться метростроевского опыта. С 1933 года началось активное строительство, которое 15 мая 1935 года завершилось открытием 15 станций Сокольнической линии, — говорит Смирнов При этом строительство метро не обошлось без достаточно серьезных проблем. Так, крупнейшая из них произошла при прокладке путей в районе Краснопрудной улицы. При прохождении тоннеля произошел прорыв плавуна, который затопил комсомольскую стройку. — Погибло много людей — сколько именно, до сих пор неизвестно. Может, учет тогда не вели, а может, информация была утеряна за давностью лет. Известно, что трагедия была серьезной, о ней упоминалось даже и в советской, и в зарубежной прессе, — сказал москвовед. Из-за этого происшествия с метростроевцами было принято решение прокладывать пути открытым способом от «Кропоткинской» до «Парка культуры» — там строители раскапывали улицу, возводили тоннель на глубине восьми метров, после чего улица закрывалась бетонной подушкой. Следующий виток строительства метрополитена пришелся на 60–70-е годы прошлого века, когда было открыто наибольшее число станций московского метрополитена. В это время в Советском Союзе изменилась концепция подхода к архитектуре, и станции стали строится по типовым проектам. — При этом некоторое количество станций, построенных в это время, были зарезервированы. К примеру, под Китайгородским холмом расположена станция, отрезанная от всех линий. Предположительно, ее должны были назвать именем Богдана Хмельницкого. На этой станции не построены пути, нет отделки, только платформа и тоннельный выход. Планировалось, что станция станет продолжением Калининской линии метро, но ее заморозили, — рассказывает Филипп Смирнов. Одним из ярких примеров таких замороженных станций можно назвать «Спартак» Таганско-Краснопресненской линии, которая была закрыта до августа 2014 года. Последние восемь лет московский метрополитен развивается особенно активно. С 2010 года подземка получила почти две тысячи новых вагонов, то есть более 40 процентов всего подвижного состава. И это еще не все — в течение ближайших двух лет планируется поставить в метрополитен еще 1,6 тысячи вагонов. Таким образом, 65 процентов парка будет состоять из новых вагонов. Кроме того, в 2016 году было открыто пассажирское движение по Московскому центральному кольцу, которое раньше использовалось только для грузоперевозок. Протяженность МЦК составляет 54 километра. На нем построены 31 транспортно-пересадочный узел, с которых пассажиры могут пересесть на наземный транспорт, радиальные направления железной дороги и станции метро. Всего с 2011 года введено более 120 километров линий метрополитена и МЦК, построено 64 новые станции. В феврале этого года в метро открыли первый участок Большой кольцевой линии метро от станции «Деловой центр» до «Нижней Масловки». Полностью завершить строительство новой ветки планируется в 2021–2022 годах. Она станет самой длинной кольцевой линией метро — ее протяженность составит 69 километров. В метро работает даже вай-фай! Во всех вагонах метрополитена у пассажиров есть возможность выйти на просторы всемирной паутины совершенно бесплатно.

История метро: от планов и мечтаний к реализации
© Вечерняя Москва