Войти в почту

В регионах России возрождают планы по строительству метрополитена

МОСКВА, 21 февраля. /ТАСС/. Регионы России возрождают планы по строительству метро. В феврале президента РФ Владимира Путина в ходе его визита в Сибирь попросили рассмотреть продолжение строительства существующей подземки в Новосибирске и сооружаемой - в Красноярске. В Нижнем Новгороде продлевают одну из линий к чемпионату мира по футболу, а в Казани весной сдают новую станцию и начинают строить еще одну ветку. Представители власти и эксперты рассказали ТАСС об обновленных проектах и их перспективах. Метрополитен в России есть в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани. Новосибирск: проект под финансирование готов Владимир Путин 7-8 февраля посетил Красноярск и Новосибирск. Власти регионов обсудили с ним в том числе проекты по строительству метро. В Новосибирске главе государства передали пакет документов с проектом строительства линий единственного в России за Уралом метро - на это необходимо больше 25 млрд рублей. Последняя из 13 станций двух линий новосибирской подземки - "Золотая Нива" - была построена в 2011 году. "Очень важно, что прозвучала тема развития новосибирского метрополитена в рамках визита президента России. Надеюсь, что будет оказана поддержка. Необходимо принимать решения, чтобы достроить начатые объекты метрополитена, в частности Дзержинскую линию со станциями "Золотая Нива", "Гусинобродская" и "Молодежная", метродепо и продлить Ленинскую линию", - сказал журналистам по итогам визита президента мэр Новосибирска Анатолий Локоть. На завершение трех станций Дзержинской линии необходимо 17,5 млрд рублей, на строительство еще одной станции Ленинской линии - 6,5 млрд. Также ранее сообщалось о проекте станции метро "Спортивная", на которую потребуется не менее 2 млрд рублей. Эта станция расположится в районе ледовой арены, которую город планирует строить как претендент на проведение Молодежного чемпионата мира по хоккею в 2023 году. В то время как власти продвигают идею дальнейшего строительства метро, есть и противники этого направления развития городского транспорта. Так, по мнению новосибирского урбаниста Дмитрия Лебедева, это очень дорогостоящий по сравнению с трамваем проект. "Метро мало меняет жизнь горожан, потому что одна станция действует только в одном районе. Это крайне затратный вид общественного транспорта: строительство метрополитена стоит раз в 25 больше, чем трамвайной сети, а возит метро такое же число людей - в Новосибирске максимум 20-30 тыс. человек в час. На продолжение строительства метро в Новосибирске требуется более 20 млрд рублей. Этих денег хватит, чтобы проложить трамвайные пути в каждый микрорайон", - пояснил ТАСС Лебедев. Красноярск: приоритет после Универсиады Во время визита в Красноярск Владимира Путина также попросили рассмотреть вопрос о продолжении строительства метро. Врио губернатора Красноярского края Александр Усс сообщил журналистам, что нашел поддержку президента, но не назвал сроки строительства и объемы финансирования еще не сданной в эксплуатацию подземки. "Думаю, что здесь схема будет предполагать софинансирование, решающее со стороны федерального бюджета, не исключаю, что [также со стороны] РЖД и краевого бюджета", - сказал Усс. По предварительным расчетам, на проект нужно 60 млрд рублей, и после проведения Всемирной зимней Универсиады 2019 года он может стать приоритетным. В настоящее время в Красноярске нет ни одной действующей станции метро - его строительство началось в октябре 1995 года, неоднократно приостанавливалось из-за проблем с финансированием и остановилось в 2010 году, с 2013 года оно было законсервировано. В работы по созданию метро вложили 2,6 млрд рублей: было прорыто 3,5 км тоннелей и проложено 2 км путей на одной станции. Планировалось, что будет построено две линии, одна из которых свяжет северную окраину города с центром и правым берегом Енисея. Омск: почти миллиард на консервацию Судьба проекта омского метрополитена, недостроенного с начала 90-х годов, по-прежнему остается неясной. Как рассказали ТАСС в региональном правительстве, 2018 году на консервацию двух незаконченных станций выделено 800 млн рублей. По оценке специалистов министерства промышленности и транспорта региона, после завершения станций "Заречная" и "Кристалл" можно будет запустить линию, на что потребуется 4 млрд рублей, однако эксперты скептически оценивают рентабельность такой короткой ветки. Другой вариант - внедрение станций в трамвайную сеть, однако технического решения этого вопроса на данный момент нет. Решение о строительстве метро в Омске было принято в конце 80-х годов, в 1992 году его начали прокладывать с юго-восточного конца города-миллионника. После проходки тоннелей длиной 820 метров между станциями "Туполевская" и "Рабочая" в 2003 году объект забросили, решив начинать с другого конца - между густонаселенными районами левобережья и центром Омска. Участок из пяти станций планировалось запустить сначала в 2008 году, потом в 2012 и 2015 году и, наконец, как подарок к 300-летию города - в 2016 году. В 2015 году тогдашний губернатор Виктор Назаров объявил о прекращении строительства метрополитена, ссылаясь на то, что для регионального бюджета это неподъемно, а из федерального бюджета деньги не придут. К настоящему времени построен только двухуровневый метромост через Иртыш, станция "Библиотека Пушкина" и около 7,5 км путей, на консервацию которых ежегодно выделяет средства бюджет области. Нижний Новгород: новая станция к ЧМ-2018 В Нижнем Новгороде продлевается Сормовско-Мещерская линия до стадиона, на котором летом 2018 года пройдут матчи первого в истории России домашнего чемпионата мира по футболу. В январе Главгосэкспертиза одобрила документацию и сметную стоимость строительства. Кроме доступности стадиона новая станция "Стрелка" на месте слияния Оки и Волги решит проблему транспорта в новом микрорайоне Мещерское Озеро. "Основное преимущество этой станции не в том, что она находится рядом со строящимся к чемпионату мира стадионом. Возможность пользоваться метро получат жители микрорайона Мещерское Озеро, где движение транспорта затруднено. А все остальные нижегородцы и гости города смогут легко добраться до главной достопримечательности Нижнего - Стрелки на слиянии Оки и Волги", - рассказал ТАСС мэр города Владимир Панов. Как сообщили ТАСС в региональном правительстве, введение новых направлений в нижегородском метро сэкономит время пассажирам: например, после ввода станции "Волга" время на передвижение до центра города уменьшится с 90-100 минут до получаса. Нижегородское метро начало работать в 1985 году, оно включает в себя две линии и 14 станций, общая протяженность путей в обоих направлениях - 38,8 км. Станции располагаются в пяти из восьми районов одного из крупнейших городов России. Среднесуточный пассажиропоток - 130 тысяч пассажиров - составляет 18% от общего пассажиропотока муниципального транспорта Нижнего Новгорода. За 32 года эксплуатации метрополитен перевез более 1 млрд пассажиров. Казань: начало второй линии Столица Татарстана, как Нижний Новгород и еще девять городов России, также проходит чемпионат мира по футболу, и на строительство метро власти города строят масштабные планы. Весной планируется сдать последнюю станцию Центральной линии "Дубравная", а летом начинается строительство второй линии метро со станции "Сахарова". Эту станцию финансирует IKEA - компания подписала с республикой соглашение об инвестициях в объеме 1 млрд рублей. "Со вводом станции "Дубравная" пассажиропоток увеличится ненамного - на 4-6 тыс. человек, но это разгрузит транспортные потоки в районе станции. Ввод второй линии обеспечит доступность к удаленным районам города", - сказал ТАСС генеральный директор МУП "Метроэлектротранс" Асфан Галявов. Вторая линия казанского метро протяженностью 20 км будет состоять из 12 станций. В первом участке на 5,6 км запланировано четыре станции, и все они будут введены одновременно. В настоящее время казанский метрополитен состоит из одной ветки протяженностью 8,4 км, на ней расположено 10 станций. Метрополитен открылся в 2005 году и стал первым в России, построенным после распада СССР. Ежедневно поезда перевозят 92 тыс. человек. В перспективе в Казани планируется построить четыре линии. Ростов-на-Дону: корректировка транспортной схемы Власти Ростовской области в конце 2017 года заявили, что планируют вернуться к проекту строительства метрополитена, который планировался еще около 40 лет назад. По словам губернатора Василия Голубева, будет прорабатываться вопрос, какое метро нужно городу - наземное или подземное. Как рассказал ТАСС вице-президент Союза архитекторов России Юрий Трухачев, который участвовал в создании генплана Ростова-на-Дону, для проектирования метро необходимо разработать новую транспортную схему. "С тех пор как метрополитен проектировался в 1980-х годах, было утверждено технико-экономическое обоснование, определена площадка под размещение базы строительства метро, прошло много времени. В Ростове-на-Дону появились новые дороги, в том числе объездные, чемпионат мира [по футболу] внес корректировку... Прежде всего нужно определиться с комплексной транспортной схемой - только в ее составе можно принять решение по метрополитену", - сказал Трухачев. Метро в Ростове-на-Дону планировалось строить еще с 1970-х годов, во второй раз - после 2010 года. В администрации города было создано специальное управление, проведены предпроектные работы на разработку первой линии из девяти станций, связывающих Западный жилой массив с центром города. Стоимость проекта на тот момент оценивалась почти в 77 млрд рублей. В 2014 году велась подготовка к разработке проектно- сметной документации стоимостью почти 1 млрд рублей, однако в итоге конкурс на проектирование первой линии был отменен в октябре 2015 года, а управление расформировано и присоединено к дирекции по строительству объектов транспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону. По оценкам экспертов, на предварительные работы было потрачено около 300 млн рублей.