Тайны московских переходов: о городе под землей мало кто знает 

Тайны московских переходов: о городе под землей мало кто знает
Фото: Вести.Ru
В Москве начался капитальный ремонт 14 подземных переходов. Большинство из них расположены рядом со станциями метро, например, на «Белорусской», «Кропоткинской» и «Лубянке». Там снимут старую плитку, заменят светильники и сделают удобные спуски для инвалидов. Как изменился облик пешеходных тоннелей за несколько десятилетий?
Первый во всем Союзе подземный переход появился еще до войны в 1935 году в Москве, прямо под Садовым кольцом. Не многие это знают, но переход задумывали как южный вестибюль станции метро «Смоленская». После расширения Садового кольца вестибюль оказался по центру магистрали, его снесли. А коридор, ведущий в этот вестибюль, долгое время был «путем в никуда».
"На станции метро «Смоленская» вы можете найти мостик, который никуда не ведет. Здесь были двери, по которым можем попасть в метрополитен", — рассказывает , директор Института региональных исследований и городского планирования .
Полноценным переходом он стал лишь в конце 50-х годов. В столице стало больше транспорта, подземные переходы открывались один за одним: на Театральной площади у , на Охотном ряду, рядом с Музеем Москвы под Калужской площадью — все это первые подземные переходы столицы. А пешеходный переход рядом с метро «Маяковская» — первый из тех, что были открыты официально. В торжественной церемонии участвовал Никита Хрущев. После этого переходы стали строить один за одним. В 60-е годы переходами решено обложить правительственную трассу в районе Арбата.
"Вопрос стоял так: либо делать переходы над дорогой, либо закапывать под землю. Над дорогой строить не стали — может снайпер стоять или что-то в этом духе", — вспоминает москвовед .
Старые переходы похожи на город под землей. Некоторые снабжены туалетами, например, переходы на «Маяковской» и «Смоленской». Здесь есть подземные ходы и огромное количество служебных помещений. Это большая система тоннелей, о которой москвичи почти ничего не знают.
"Зайдя в какую-нибудь комнату в какой-нибудь подземный переход, можно выйти на Cмоленке", — объясняет москвовед Станислав Симонов.
— Здесь написано: белокаменная стена. Она была построена во времена . Внутри в переходе ты вдруг в это средневековье попадаешь — это удивительно просто.
А самый древний переход в столице находится в районе Китай-Города. Возвели его на месте Китайгородской стены, а конкретно — Варварской башни. Длина Китайгородской стены 2 600 метров. 700 из них — это стена построенного в 80-е годы пешеходного перехода.
"Примыкает эта стена к Кремлевской стене — то есть защищает от врагов", — говорит Людмила Письменская, жительница Москвы.
Кстати, это место встречи, и его изменить нельзя. Коренная москвичка всегда назначает свидание здесь — у таблички. Нас она тоже ждала в этом самом переходе. Из мест встречи переходы превратились в целые торговые ярмарки. И купить здесь теперь можно не только цветы перед свиданием.
В ближайшее время появится еще около 30 новых переходов. Их возводят по новым технологиям из нержавеющей стали и поликарбоната с особым экономичным режимом освещения.
Пешеходные переходы теперь и часть культурной жизни столицы: выставки, театральные представления и концерты тоже проходят под землей.
Видео дня. Все соцсети завалены: стилиста Зверева просят стать депутатом
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео