Банк «Ренессанс Кредит» заплатил заемщику за испорченную кредитную историю

В Белгородской области суд взыскал компенсацию морального вреда с банка «Ренессанс Кредит», который испортил кредитную историю своего клиента. Как следует из материалов суда, житель города Губкина в 2016-2017 годах обратился в Сбербанк и "Россельхозбанк" с заявками на получение ипотечного кредита, однако везде получил отказы. Их причиной стала негативная информация о потенциальном заемщике в бюро кредитных историй. По данным бюро, мужчина плохо исполнял обязательства по кредитному договору, взятому в 2007 году в КБ "Ренессанс Кредит" на сумму 166 200 руб. С октября 2008 года за ним значились "хронические" просрочки платежей: в октябре-декабре 2008 года - от 1 до 29 дней, в январе 2009 года - от 30 до 59 дней и т.д. Заемщик подал в одно из бюро кредитных историй заявление о внесении изменений в базу данных, оспаривая содержащуюся там информацию. Однако бюро сообщило, что банк "Ренессанс Кредит" подтвердил корректность сведений и все оставлено без изменений. Направленное мужчиной в банк заявление об отзыве негативной информации из бюро кредитных историй было оставлено без удовлетворения. Тогда мужчина подал иск в Губкинский городской суд, требуя признать факт добросовестного и своевременного исполнения взятых им обязательств по погашению кредита. Суд, рассматривая дело, установил, что отрицательная кредитная история истца была сформирована из-за неправомерных действий КБ «Ренессанс Кредит». Как выяснилось, заемщик ежемесячно заранее, до наступления даты платежа, направлял средства на свой счет, открытый ему по условиям кредитного договора. Однако в октябре 2008 года, январе, апреле и июле 2009 года деньги списывались банком со счета позже графика и, соответственно, позже поступали на корреспондентский счет КБ «Ренессанс Кредит». Затем же банк, действуя, по мнению суда, недобросовестно, в первоочередном порядке направлял поступившие от заемщика средства на погашение штрафных санкций, что противоречит ст. 319 ГК РФ. В дальнейшем банк ежемесячно на сумму просроченного основного долга начислял штрафные санкции и в первоочередном порядке производил их погашение из поступающей суммы платежа, увеличивая просроченную задолженность по основному долгу. В результате увеличивалась как сумма штрафных санкций, так и сумма просроченного основного долга. Так, 14 октября 2008 года клиент перечислил деньги на счет КБ «Ренессанс Кредит», однако средства на счет были зачислены только 21 октября, на день позже 20 числа, установленного в графике платежей. В связи с этим у заемщика образовалась задолженность в один день и были начислены 20,21 руб. штрафных санкций за просроченный платеж, которые погашались в первоочередном порядке при поступлении денежных средств. В результате просроченный основной долг не был погашен. Указанная ситуация повторялась неоднократно. В декабре 2010 года заемщик сделал последний платеж в соответствии с графиком погашения кредита. При этом вплоть до декабря 2016 года банк так и не известил истца о наличии у него просроченной задолженности, которая за прошедшие годы выросла до 11 200 руб. Об этом истцу стало известно уже в ходе выяснения обстоятельств, препятствующих получению ипотеки в других банках, после чего он погасил просрочку. Банк же после этого представил в бюро кредитных историй информацию о безнадежном долге. Суд удовлетворил требования истца о признании факта добросовестного и своевременного исполнения им обязательств по кредитному договору с КБ «Ренессанс Кредит» и возложил на банк обязанность предоставить в бюро кредитных историй сведения об отсутствии со стороны истца нарушений обязательств. С банка взыскана компенсация морального вреда в 20 000 руб. в пользу истца, а также госпошлина в местный бюджет. Решение не было обжаловано и вступило в законную силу.