Ещё

Россиян научат потреблять рационально 

Фото: РИА Новости

В среду в рамках конференции «Предприниматель и потребитель — шаги навстречу», которая проводилась в тринадцатый раз Ассоциацией прямых продаж и Международной конфедерацией обществ потребителей, начальник управления Роспортебнадзора Олег Прусаков отчитался о работе ведомства по реализации «Стратегии госполитики РФ в области защиты прав потребителей до 2030 года».

Разработать и утвердить такой документ российскому правительству поручил в апреле 2017 года президент РФ Владимир Путин, и уже в конце августа стратегия была принята и утверждена. По словам Прусакова, всего президент дал более 20 поручений в данной области. «Этот набор и определяет наше движение вперед на среднесрочную и долгосрочную перспективу», — заявил чиновник.

На данный момент создана рабочая группа по выработке подходов к систематизации и модификации законодательства по защите прав потребителей, рассказал представитель Роспотребнадзора. Но пока сложно говорить о том, будет ли это некий свод законов или обновление действующего закона о защите прав потребителей. В любом случае, по словам Прусакова, этот документ должен адекватно отвечать рискам, с которыми сегодня сталкивается потребитель, и отвечать на все вопросы, возникающие у потребителя, и гармонировать с другими законами.

Особо уязвимые

Рассматривается возможность особо выделить категорию социально уязвимых граждан (указание обратить на них повышенное внимание, опять же, дал президент). В частности, предполагается внести соответствующие изменения в закон о защите прав потребителей, о туристской деятельности и ряд других. Эта работа продвигается с трудом, поскольку приходится пояснять, почему невозможно обеспечивать такую защиту в рамках действующего законодательства, посетовал Прусаков.

При этом его ведомство предпочитает не заглядывать слишком далеко и не пытается уже сейчас расписать все вплоть до 2030 года. За 13 лет многое может измениться, никто не знает, как пойдет реализация мероприятий, которые сегодня имеют первостепенное значение, поэтому пока предполагается составить план реализации стратегии хотя бы на ближайшие пять лет.

На данный момент главной ценностью государственной стратегии по защите прав потребителей является тот факт, что она содержит правильные слова и дает надежду, что все «потребительские» законопроекты, ранее зависшие в Государственной Думе, начнут, наконец, двигаться, считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Прощай, сигарета

«В 2010 году, например, когда Путин подписал антитабачную стратегию (мы ее разрабатывали, и я горжусь, что мы это сделали), у нас под правильными словами оказалась правильная подпись. И дальше, когда пошли законопроекты, ограничивающие, например, курение в кафе, запрещающие рекламу, дискуссии в ведомствах уже не было, потому что была позиция премьера, — пояснил он „Ридусу“. — И в этом случае то же самое. Есть стратегия. В ней содержится, например, пункт по рациональному потреблению. И дискуссии о том, нужны ли бесплатные пластиковые пакеты, уже не должно быть, по крайней мере, среди ведомств. Я понимаю, что лоббисты все равно появятся. Но стратегия — это удочка, при помощи которой вылавливают нужную потребителям рыбу. Без этой удочки ты можешь, конечно, попытаться провести хороший закон сразу в Думе. Но, не имея более или менее формальной позиции правительства, это будет сложнее сделать».

Рациональное потребление

Тезис о важности продвижения такой популярной в развитых странах темы, как рациональное потребление, в российской стратегии, по словам эксперта, зафиксирован впервые. Это дает шанс на появление законодательных норм, которые будут сдерживать хищническое отношение к природе. Пластиковые бесплатные пакеты — это самый простейший пример. Издержки общества по утилизации такого вида отходов колоссальны.

«И потребители должны понимать, что государство в этой части будет ограничивать их права, — говорит Янин. — Потому что обратной стороной их прав получить бесплатный пакет является то, что через три поколения их дети не смогут получить молоко без диоксинов, потому что все поля буду заражены химикатами».

Возвращаясь к вопросу о защите прав потребителей, он отметил, что пока больших подвижек здесь нет. Так, все инициативы в области маркировки нездоровой еды не были поддержаны властями и провалились. И сейчас человек, который, например, болеет диабетом или просто следит за своим здоровьем и заботиться о здоровье своих детей, не может понять, что он покупает. Важнейшая для потребителя информация о пищевой ценности не наносится на упаковку.

«И перспектив по ее закреплению никаких нет, потому что отраслевые лоббисты достаточно сильны и блокируют любые вещи, которые снизят привлекательность их, скажем, сладких напитков, соков, кондитерских изделий или молочной продукции с высоким содержанием сахара или жира. Все это, к сожалению, показывает, что мы будем сталкиваться с негативными тенденциями в области не очень хороших показателей здоровья у населения», — констатирует эксперт.

Нет денег на собственное банкротство

Нет положительных изменений и по финансовым услугам, в частности, по вопросу удешевления банкротства физических лиц, что крайне важно для миллиона закредитованных россиян (сегодня порядка 7,2 млн граждан не могут платить по кредитам). Нынешний закон о банкротстве остается таким, каким был принят в прошлом году, и процедура получается очень дорогая.

«Нужно иметь 50−60 тысяч рублей в регионах и 100 тысяч рублей в Москве, чтобы пройти всю эту процедуру и обанкротиться, что неправильно. Законопроекты вносятся, лежат, но пока на потребительском рынке движений вперед нет», — рассказывает Янин.

Помимо стратегии некоторую надежду, как это ни странно, внушает кризис. Он подталкивает власти к решению социальных вопросов, потому что экономическая ситуация ухудшается, люди беднеют. Тем более это актуально в преддверии выборов президента.

«Мы надеемся, что какие-то меры по реальным шагам навстречу потребителям могут быть приняты. Часть мер уже озвучены, например, вот эти пособия по рождению ребенка — это же одна из ключевых мер по снижению уровня бедности в России. Конечно, это политический ход. Но мы понимаем, что в стране за 4 года на 7 млн больше стало бедных — сейчас их 22 миллиона. И надо как-то помогать тем, кто живет на доходы ниже прожиточного минимума. И надеемся, что ряд других мер могут быть поддержаны именно в условиях кризиса», — резюмирует эксперт.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео