Смартфон, займи мне до зарплаты

Заемщики микрофинансовых организаций не столь бедны, как принято считать. Исследования МФО показывают, что растет доход таких заемщиков, а также средняя сумма взятого ими займа. Более того, среди заемщиков МФО растет доля владельцев iPhone. «Яблочные» фанаты Специалисты аналитического центра сервиса онлайн-займов «Робот Займер» проанализировали данные 90 тыс. заемщиков, обратившихся за услугами компании в первом полугодии 2017 года. Оказалось, что каждый пятый клиент, взявший микрозаем в компании, является владельцем iPhone (20,49%). На втором месте с чуть меньшим результатом (19,73%) — владельцы Samsung. Замыкают тройку лидеров владельцы Lenovo (7,61%). В целом клиентами компании были названы порядка 40 брендов производителей смартфонов в различной ценовой категории, на основании данной информации был составлен рейтинг самых распространенных брендов у заемщиков. Примечательно, что популярность смартфонов компании Apple неуклонно растет. Об этом говорят данные и сервиса «Робот Займер», и сервиса MoneyMan. Самые популярные бренды телефонов у заемщиков I полугодие 2017 года II полугодие 2016 года I полугодие 2016 года Apple 20,49% 17,49% 15,04% Samsung 19,73% 18,57% 18,65% Lenovo 7,61% 7,32% 7,30% 5,82% 4,52% 3,45% Alcatel 4,84% 5,95% 6,01% 4,68% 4,24% 4,86% 4,54% 4,09% 4,03% 3,50% 4,98% 5,26% Huawei 3,23% 1,74% 1,30% Micromax 3,06% 3,15% 2,49% Источник: данные сервиса «Робот Займер» «Перечисленными марками смартфонов предпочитают пользоваться 77,5% получателей займов. В целом по присутствию в рейтинге популярности довольно дорогих брендов смартфонов можно сделать вывод, что среди заемщиков наблюдается значительный пласт россиян со средним и высоким доходом», — указывают аналитики «Робот Займер». В сервисе онлайн-кредитования MoneyMan также видят, что растет доля людей, которые берут займы через iPhone. Более того, уже есть и примеры того, когда люди с самым дорогим «яблочным» iPhone X обращаются за микрозаймами. Аналитики MoneyMan недавно подсчитали, что за первые десять месяцев 2017 года пользователи смартфонов на базе операционной сети Android совершили 3,38 млн сеансов в сервисах небанковского онлайн-кредитования, что составляет 83% от общего числа всех сеансов. Пользователи iOS зашли 610 тыс. раз (15%), примерно 2% пришлось на другие операционные системы. При подсчете учитывались все пользователи, которые заполнили заявки на получение займа. Среди источников информации — данные MoneyMan, бюро кредитных историй, отчеты компаний и данные из открытых источников. «По предварительным данным, доля владельцев смартфонов Apple в ноябре 2017 года выросла на три процентных пункта — до 16% по сравнению с ноябрем 2016 года (учитывались данные до 28 ноября включительно). С помощью смартфонов Apple в этом месяце было совершенно 55 940 сеансов в сервисах онлайн-кредитования. Среди них: iPhone 5/5C/5S/SE — 25 600 сеансов, iPhone 6/6S/7/8 — 21 660 сеансов, iPhone 4/4S — 4430 сеансов, iPhone 6 Plus/6S Plus/7 Plus/8 Plus — 4140 сеансов, iPhone X — 110 сеансов», — сказано в исследовании MoneyMan. При подсчете статистики анализируется диагональ экрана мобильного устройства. Главный исполнительный директор МФК «Домашние деньги» Андрей Бахвалов подтверждает, что проникновение смартфонов среди заемщиков микрофинансовых организаций растет из года в год. Постепенное замещение обычных телефонов на смартфоны он объясняет как появлением большого количества моделей, так и совместными акциями операторов с производителями устройств. «Это способствует увеличению доступности смартфонов и, следовательно, росту доли заемщиков, использующих их. Так, например, среди заемщиков в возрастной группе от 20 до 30 лет у каждого второго есть смартфон, в категории 30—40 лет — у 37%, 40—50 лет — у 15%, 50—60 лет — у 5%, старше 60 лет — у 2%. За год данные показатели выросли практически в два раза, — рассказывает Бахвалов. — По статистике, в Москве и Московской области сосредоточена наибольшая доля заемщиков, пользующихся смартфонами. В том числе именно в этих регионах практически 40% заемщиков пользуются моделями телефонов стоимостью свыше 25 тысяч рублей». В сервисе онлайн-кредитования «Е заем» также отмечают рост проникновения смартфонов. За год доля клиентов, обращающихся в компанию с iPhone, выросла. Если в III квартале 2016 года их доля составляла 16,1% (от всех клиентов, использовавших смартфон, чтобы оставить заявку на заем), то в этом году показатель дошел до 19%. Мы стали «более лучше» жить? Согласно опросу, проведенному Банки.ру, растет и среднемесячный доход заемщиков микрофинансовых организаций. По данным компании «Домашние деньги», за год доход среднего заемщика вырос на 15% и на текущий момент достигает более 31 тыс. рублей. Сумма запрашиваемого займа также растет — на 20%, что в абсолютном выражении составляет итоговую запрашиваемую сумму около 27—30 тыс. рублей. Сервис онлайн-кредитования «Е заем» предоставил Банки.ру статистику, из которой отчетливо видно, что снижается доля заемщиков с доходом до 20 тыс. рублей в месяц. Кроме того, растет сумма запрашиваемого займа. В III квартале 2016 года она составляла 12,6 тыс. рублей, а в III квартале 2017 года — 13,9 тыс. рублей. Доля заемщиков с различными размерами доходов Доходы, тыс. руб. III квартал 2014 года III квартал 2015 года III квартал 2016 года III квартал 2017 года До 20 20—30 30—40 40—50 50—60 Источник: данные «Е заем» На сегодняшний день средний доход заемщика сервиса онлайн-займов «Робот Займер» составляет 30—35 тыс. рублей. Средняя сумма займа при этом — 7—8 тыс. рублей. Суммы свыше названной берут, как правило, жители Центрального федерального округа. Клиенты из других регионов в среднем берут около 5 тыс. рублей. С начала 2016 года показатель по средней сумме займа вырос на 20%, средний доход — на 15%. Как бы то ни было, сами представители микрофинансовой отрасли не считают, что материальное положение их клиентов сильно улучшилось. Финансовый директор сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Мамука Ризаев не думает, что рост среднемесячного дохода заемщика МФО и средней суммы запрошенного займа говорит о росте обеспеченности таких клиентов. «По данным совместного исследования «Е заем» и Объединенного кредитного бюро, 75% клиентов, впервые обратившихся в МФО в 2017 году, до этого уже брали кредиты в банках. То есть зачастую клиенты банков и МФО — это одни и те же люди. Это означает не рост благосостояния традиционных клиентов МФО, а расширение их клиентской базы. Люди из самых разных слоев, обладающие разным достатком, обращаются в сервисы онлайн-кредитования, когда им быстро нужна небольшая сумма», — поясняет Ризаев. «Согласно последней статистике, номинальная заработная плата населения выросла практически на 1%, однако одновременно с этим сохраняется динамика по росту реальной инфляции — около 4% по итогам года. Таким образом, клиенты микрофинансовых организаций, к сожалению, ввиду обстоятельств не могут на сегодня стать более обеспеченными, — говорит Андрей Бахвалов из «Домашних денег». — МФО работали и продолжают работать с менее платежеспособным населением, их средний ежемесячный доход не превышает 30—50 тысяч рублей на семью. По нашим данным, около 48% из них уже имеют испорченную кредитную историю, поэтому банки им в 100% случаях отказывают в получении необходимой суммы». По словам ведущего аналитика ГК TeleTrade Марка Гойхмана, в структуре выдачи микрозаймов со стороны МФО наблюдается увеличение доли клиентов, получающих более длинные и менее дорогие потребительские займы. Таких на 1 июля 2017 года было 54%, тогда как на начало года — 52%, по данным исследования аналитического агентства RAEX («Эксперт РА»). За данный период остался неизменным (24%) удельный вес получателей самых «острых» и тяжелых займов «до зарплаты». Причем доля выдач в МФО, принадлежащих банкам, значимо поднялась — с 14% на начало июля 2016 года и 22% на начало 2017 года до 25% на 1 июля 2017 года. «Таким образом, клиентами МФО становятся все больше людей, которые не являются крайне нуждающимися и идущими на кабальные заимствования. Многим из них банки отказывают по причине закредитованности или недостаточных доходов, но перенаправляют в свои «дочерние» МФО, у которых требования не столь жесткие и меньше зависят от нормативов ЦБ. Тем не менее очень весомая часть новых займов идет на погашение предыдущих. Ведь доля просроченной задолженности на этом рынке очень высока и составляет более 30% портфелей МФО», — комментирует Гойхман. Не айфоном единым Генеральный директор МФК «Мани Фанни» Александр Шустов, в свою очередь, предполагает, что, скорее всего, далеко не все респонденты опросов владеют айфонами последней модели. Так, указывает он, в линейке Apple до сих пор продается модель 5S, которая стоит от 13 тыс. рублей и которую может себе позволить среднестатистический гражданин с зарплатой в 30—40 тыс. рублей. В этом случае iPhone не является предметом роскоши. Однако наличие у заемщика того же iPhone далеко не всегда свидетельствует о его достатке и по другой причине — телефон может быть «заемным». Директор аналитического департамента ИК «Golden Hills КапиталЪ АМ» Михаил Крылов указывает на наличие в России определенной проблемы – жители нашей страны берут кредиты на внушительную сумму на товары не первой необходимости. «Когда-нибудь эта проблема исчезнет, и культура общения с банками не будет предполагать, что люди берут займы у МФО для того, чтобы «пустить пыль в глаза». Но пока среди заемщиков микрокредитных организаций нет-нет, да и встречаются те самые 1—2%, которые находят смысл в том, чтобы купить айфон в кредит. Именно они же иногда знают потом, как его перепродать или перезаложить в два раза дороже», — отмечает Крылов. Шустов подтверждает, что в России и во многих развивающихся странах существует абсурдная мода покупать дорогие смартфоны в кредит как попытка демонстрировать окружающим высокий уровень жизни, которого на самом деле у обладателя телефона в кредит нет. «Изучая анкеты заемщиков, очень сложно сказать, сколько они на самом деле зарабатывают, большинство указывает в анкете зарплату в 35—40 тыс. рублей, но ее может и не быть. А может, она просто является добавкой к некоему «серому» доходу, который может быть раза в два выше «белого», но нестабильным, — рассуждает Шустов. — По нашим клиентам мы видим, что средний выданный заем за последний год вырос на 15—20% — до 35—50 тысяч рублей, но во многом это произошло благодаря снижению минимальной ставки до 0,35% в день. Зато по нашим клиентам мы заметили, что выросло число банкротств: примерно на 10% за год. Это согласуется с данными Национального центра банкротств, который сообщает о том, что после вступления в силу соответствующего закона на банкротство подавали граждане в возрасте от 37 лет, а сейчас — от 22 лет, то есть средний банкрот «помолодел» на 15 лет. Полагаю, что средний заемщик никак не мог стать обеспеченнее, теряя по 5—7% реальной заработной платы последние три года, на фоне растущей безработицы». Генеральный директор сервиса «Робот Займер» Сергей Седов тем не менее считает, что онлайн-заемщики действительно стали более обеспеченными и более финансово ответственными. Это, по его мнению, подтверждают несколько факторов. Во-первых, сами МФО постепенно повышают требования к заемщикам, вследствие введения более жесткого регулирования отрасли (ограничения процентов по просроченной задолженности, нормы резервирования средств и т. д.). За счет этого выросло качество скоринга, легче стало выявлять недостоверные данные о доходах — это положительно сказалось на качестве заемщиков. «Во-вторых, в растущей структуре наших клиентов постоянных заемщиков — уже более 80%. Это значит, что они способны адекватно планировать свой бюджет, вовремя возвращая займы. Эта черта наверняка присутствует и в их повседневной жизни, где они также становятся более «финансово дисциплинированными». А это, в свою очередь, прямая дорога к повышению личной обеспеченности, — продолжает Седов. — В-третьих, граждане в большей мере приспособились к изменившейся экономической обстановке, научились планировать свои доходы и расходы, не допускать просрочек по кредитам и займам, что позволяет более позитивно оценивать будущую динамику реальных доходов населения и, соответственно, обеспеченность клиентов МФО». Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru