«Рано или поздно людям надоест покупать телевизоры и чайники»

НПФ разрабатывают все новые возможности дистанционно привлекать клиентов и делают ставку на портал госуслуг. Когда у граждан снова появится возможность распорядиться накоплениями онлайн? И какие возможности есть у тех, кто решил копить на старость самостоятельно? — Как вы оцениваете темпы пенсионной кампании в этом году? Изменилось ли что-то после приостановки работы удостоверяющих центров? — В первом полугодии наши темпы роста продаж были достаточно высокими. Но в конце лета, после приостановления приема заявлений через удостоверяющие центры продажи, у фондов, в том числе и у нас, несколько снизились. На сегодняшний день альтернативы удостоверяющим центрам не появилось. Поэтому при заключении договора с клиентом мы обращаем отдельное внимание на то, что ему необходимо лично подать заявление в отделение ПФР, в МФЦ или обратиться к нотариусу. Но, по нашим оценкам, не все граждане готовы самостоятельно идти писать заявления о том, что они хотят перевести накопления. Поэтому очевидно, что по итогам года число фактически переведенных граждан в фонды будет ниже количества заключенных договоров. — Предпринимают ли сами фонды что-то, чтобы изменить ситуацию с подачей электронных заявлений? — Хороший выход из сложившейся ситуации — портал госуслуг. Мы вместе с другими крупными фондами сейчас запустили пилотный проект обслуживания клиентов через этот портал. Он уже успешно работает. Клиент приходит в офис фонда, заключает с НПФ договор, а затем самостоятельно заходит на портал госуслуг, где подает заявление в ПФР. Если клиент не зарегистрирован на портале госуслуг, мы консультируем человека, как это можно сделать. Система хорошо работает, только в банках-агентах такая возможность еще не реализована. Но рассчитываем, что к концу года это можно будет сделать и в отделениях наших банков-партнеров. — Как вы оцениваете активность самих граждан? Много ли «молчунов» ожидаете в этом году? — Мы ожидаем, что приток «молчунов» по итогам этого года будет примерно на уровне прошлого года. При этом у нас заметно выросла доля клиентов, которые переводят к нам свои накопления из других негосударственных фондов. — Изменилось ли отношение граждан к выбору НПФ? Что прежде всего интересует людей, которые приходят в ваш фонд? — Главный критерий для большинства людей — надежность НПФ, на втором месте — доходность, которую фонды зарабатывают для своих клиентов, а также наличие развитой инфраструктуры, которая позволяет клиенту не только заключить договор с фондом, но и понимать, где он сможет в дальнейшем оформить пенсию. Новость — Есть ли у вас новые клиенты в рамках добровольного пенсионного страхования? — Многим компаниям это очень интересно. Спросом пользуются прежде всего программы паритетного участия во взносах на будущую пенсию. Например, если работник готов отчислять 100 рублей, то и компания берет на себя обязательство вносить на его пенсионный счет дополнительные 100 рублей за счет собственных средств. Это очень хорошая мотивация для человека работать в такой компании — работая, он не только получает заработную плату, но и формирует для себя дополнительную пенсию, которая после завершения трудовой деятельности будет являться прибавкой к основной пенсии. — А много ли тех, кто решил самостоятельно копить на старость? Я про тех, кто добровольно готов отчислять часть дохода на будущую пенсию. — На сегодняшний день не все люди готовы самостоятельно копить на пенсию, но с каждым годом их становится все больше. Мы начали стимулировать держателей карт банка ВТБ задуматься о накоплениях на старость — у держателей карт есть возможность направлять бонусные баллы, полученные в рамках программы лояльности «Коллекция» банка, на негосударственную пенсию. Баллы, конечно, можно потратить и на покупку сувениров, техники или еще какие-то материальные вещи. Но мы решили, что рано или поздно людям надоест покупать «телевизоры и чайники», и предоставили им возможность делать взносы на свой пенсионный счет в «ВТБ Пенсионный фонд». А поскольку эти баллы копятся постоянно, даже если понемногу, то сумма на пенсионном счете существенно растет. Причем без каких-либо дополнительных расходов для семейного бюджета. Кроме того, действующий мораторий на формирование накопительной пенсии служит дополнительным мотиватором для людей, чтобы самостоятельно копить на пенсию. — Вопрос для многих в том, какую сумму необходимо откладывать. Как скопить необходимую сумму, чтобы в старости это была ощутимая прибавка к государственной пенсии? — Это очень индивидуально, потому что зависит от возраста человека, пола, того, на какую прибавку он рассчитывает в старости. Ежемесячные взносы могут быть совсем небольшими и не оказывать влияния на текущий уровень жизни, но в будущем — стать существенной прибавкой к будущей пенсии. Поверьте, как только наступит срок выходить на пенсию, мы с вами оценим то, что позаботились о пенсионном доходе смолоду. Беседовал Альберт КОШКАРОВ, Banki.ru