Рубли и километры: что случилось с ценами на такси

Цена одного километра поездки на такси в Москве в 2017 году выросла по сравнению с предыдущим годом примерно на 14% – с 34 до 39 рублей. Об этом сообщил в своем докладе Аналитический центр при правительстве РФ. Впрочем, в 2015 году цена была еще выше – 40 рублей, а в 2014-м доходила до 41 рубля. Другие показатели, приведенные в документе, свидетельствуют, что доступность поездок на такси для москвичей с каждым годов растет. Так, средний чек поездки на такси по городу снизился с 680 рублей в 2014 году до 450 рублей. Снизилось и соотношение средней стоимости поездки на такси к средней стоимости поездки на общественном транспорте. В 2014 году такси обходилось в 13 раз дороже общественного транспорта, а в 2017-м – только в девять. "За период с 2014 по 2017 год наблюдается рост доступности для населения поездок на такси, – констатируют авторы доклада. – Так, средняя стоимость поездки снизилась почти на 35% за счет увеличения доли коротких поездок. Также заметен рост привлекательности такси по отношению к другим видам транспорта, что снижает на них нагрузку". Дальше дороже? Внезапный скачок стоимости километра вызывает резонный вопрос: это – аномалия или первое свидетельство перелома тенденции? Другими словами, будут ли расти тарифы и дальше? Как объясняет сотрудник одного из крупных агрегаторов такси, в 2014–2016 годах главной причиной снижения тарифов на такси в Москве была ценовая война между "Яндекс.Такси" и Uber. Сервисы не только снижали тарифы, но и субсидировали водителям часть стоимости поездки, чтобы мотивировать их к сотрудничеству. Однако в 2017 году Uber и "Яндекс.Такси" договорились о слиянии, ценовая война прекратилась и стоимость поездки перестала снижаться и даже немножко подросла из-за изменений в тарификации. Раньше главной в тарифе была стоимость минуты, а не километра, но введение фиксированных тарифов, когда пассажир видит стоимость потенциальной поездки в приложении еще до заказа, заставило сделать стоимость километра основным параметром. Например, в тарифе uberX с июля прошлого года расценка за минуту снизилась с 8 до 6 рублей, зато расценка за километр пути выросла с 8 до 12 рублей. При этом общий размер тарифа не изменился, но если смотреть отдельно стоимость километра, то она возросла. При этом, как отмечается в докладе аналитического центра, результатом введения фиксированных тарифов стало увеличение количества поездок. Сыграла свою роль и оперативность подачи машин: в Москве среднее время ожидания машины снизилось с 10 минут в 2015 году до четырех-пяти минут. Война на рынке Авторы доклада выяснили, что доля нелегальных такси быстро сокращается: если в 2015 году объем их услуг составлял 116 миллиардов рублей, то в 2017 году – уже 75 миллиардов рублей. Снижается и количество вовлеченных в незаконные перевозки водителей: 82 тысячи в 2017 году против 118 тысяч в 2015 году. Как утверждают авторы исследования, "положительная динамика стала возможной благодаря контролю деятельности нелегального рынка такси, установлению специальных тарифов агрегаторами, а также изменению привычек самих клиентов перевозчиков". Однако представители рынка ставят под сомнение точность этих данных. "Объем нелегальных таксомоторных перевозок до сих пор можно оценить только приблизительно, – уверен глава Профсоюза московских таксистов Вячеслав Смирнов. – Ведь на агрегаторах могут работать и нелегальные таксисты. Иногда они делают лицензию индивидуального предпринимателя, а могут вообще ничего не оформлять. Некоторые машины агрегаторы пускают к себе без лицензии. В первую очередь это относится к хорошим автомобилям повышенной комфортности". Согласно результатам исследования о теневой экономике Москвы, проведенного Институтом медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" и экономическим факультетом МГУ, легальный таксист в Москве в среднем получает 51000‒58000 рублей в месяц, а нелегальный – около 40000, если работает по городу, и около 70000‒100000, если работает по вокзалам и аэропортам. Это приводит к многочисленным конфликтам таксистов и "бомбил". Так, в мае прошлого года стало известно, что таксисты-частники купили глушилки сигнала GPS и использовали их в столичных аэропортах, чтобы заблокировать работу агрегаторов "Яндекс.Такси", Gett и Uber. Кроме того, именно "бомбил" обвиняют в том, что они используют различные чрезвычайные происшествия для завышения тарифов. "Обычно так поступают нелегалы, которые дежурят около станций метро, – уверен зампредседателя профсоюза "Таксист" Андрей Попков. – Обычно около метро стоит около 20 машин, и в лучшем случае владелец одной из них работает легально. Эти люди не несут за свои действия никакой ответственности, и им наплевать на репутацию профессии". Впрочем, и агрегаторы не упускают случая заработать на проблемах москвичей. На прошлой неделе, во время сильного снегопада в Москве, соцсети наполнились жалобами москвичей на сервисы такси, которые взвинтили цены на перевозки в два раза и более. Например, как отмечают пользователи соцсетей, проехать на машине от приложения "Яндекс.Такси" по одному и тому же маршруту стало дороже в среднем на 400‒500 рублей. Тарифы на поездки от аэропортов и вокзалов выросли почти в четыре раза. Напомним, что в декабре 2017 года Федеральная антимонопольная служба вынесла агрегаторам такси предупреждение в связи с жалобами граждан на резкий рост тарифов перед Новым годом. Специалисты признают, что при повышенном спросе на поездки у агрегаторов такси автоматически повышаются тарифы из-за динамического принципа ценообразования: при росте спроса повышается ценовой барьер для пользователя. При этом часть потребителей откажется от поездки на такси в пользу других видов транспорта. Тогда спрос и предложение выравниваются. Если же агрегаторы такси не будут повышать тарифы в соответствии со скачками спроса, то время ожидания машин потребителями увеличится в разы. Конкурентный рынок Резкие повышения тарифов на такси – это разовые случаи. В целом же для роста стоимости экономических оснований нет, поскольку в последние годы на этом рынке сформировалась конкурентная среда. По оценкам Аналитического центра при правительстве РФ, крупнейшие онлайн- и телефонные агрегаторы даже в совокупности не занимают монопольного положения на рынке такси. Так, 12,3% российского рынка приходится на компанию Fasten (бренды "Сатурн", Red Taxi, "Рутакси", "Везет" и "Лидер"), 10,4% – в совокупности на "Яндекс.Такси" и Uber, 7,6% – на Maxim, 2,5% – на Gett. Вместе эти компании сегодня занимают менее трети рынка – 32,8%. Но их доля будет расти вместе с проникновением мобильного интернета в малые и средние города, считают эксперты. В итоге на долю онлайн-такси в 2021 году останется лишь 20% рынка. При этом 80% онлайн-заказов будет приходиться на объединенную компанию "Яндекс.Такси-Uber", прогнозируют правительственные аналитики.