США развязали мировую нефтяную войну

Соединенные Штаты, похоже, со всей основательностью взялись за возвращение себе статуса величайшей нефтяной державы. Прошло совсем немного времени с того момента, когда американским руководством было принято решение снять все запреты и ограничения на добычу нефти на собственной территории. Но этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы закрепиться на этом весьма конкурентном рынке и приготовиться к тому, чтобы подчинить его себе полностью.

США развязали мировую нефтяную войну
© Asrenaft.com

Новый игрок

Еще недавно невозможно было представить, что кто-то способен потеснить на рынке его главных завсегдатаев, как картель ОПЕК, Россию, Норвегию и др. Сегодня становится очевидным, что все они оказались не в состоянии переиграть американских нефтяников в развязанной против них ценовой войне.

Как сообщает Министерство энергетики США, рост добычи американской нефти в конце прошлого года оказался вдвое больше, по сравнению с прогнозными значениями.

Так, в ноябре 2017 года нефтедобытчики США добывали 10,038 млн баррелей в сутки, что практически соответствует рекордному значению 1970 года (10,044 млн баррелей), до введения ограничений на добычу.

Основной рост пришелся на конец года, когда стоимость барреля резко пошла вверх. За это время производство нефти в США возросло на 846 тысяч баррелей в сутки.

За год прирост добычи составил 1,2 млн баррелей в сутки. Тем самым, американские производители заполнили нишу, равную двум третям объемов, убранных с рынка странами ОПЕК и Россией, с целью повышения и стабилизации цен.

По сути, можно сказать, что участники соглашения собственными руками впустили на рынок конкурента, нацеленного на установление над ним полного контроля.

Технологии — сила

Самым неприятным для прежних постоянных игроков этого рынка, включая Россию, остается то, что своих успехов американским нефтяникам удалось добиться за счет совершенствования технологий добычи сланцевой нефти, позволивших резко снизить ее себестоимость. Именно благодаря этому они смогли пережить период низких цен и выстоять в конкурентной борьбе, прежде всего, с арабскими странами, где себестоимость добычи наиболее низка.

Еще совсем недавно казалось, что добыча нефти из сланцев не может быть дешевле классического метода с вертикальным бурением. Однако это оказалось не так.

По подсчетам Rystad Energy, себестоимость добычи барреля американской сланцевой нефти упала с уровней в 70−80 долларов до 35. Самое же главное состоит в том, что при ценах выше 50 долларов за баррель американцы смогут увеличивать добычу на 1,2 млн баррелей в день ежегодно, вплоть до 2020 года.

На данный момент больше половины прироста приходится на самый крупный сланцевый бассейн Permian, находящийся в Техасе.

Американский финт ушами

Насколько все происходящее способно изменить ситуацию для ветеранов мирового нефтяного рынка, включая Россию?

Судя по всему, изменения могут иметь глобальный характер.

На первый взгляд может показаться, что американская экспансия на нефтяном рынке — временное явление. Это объясняется тем, что запасы пригодных для разработки сланцев достаточно ограничены, и через 2−4 года дебет сланцевых скважин начнет стремительно падать.

Отчасти это действительно так. Однако возникает ощущение, что и этот момент является частью большого американского плана по завоеванию рынка.

Смена эпох

Все, что происходит сегодня на рынке, является лишь окончанием предыдущего нефтяного цикла, начавшегося в 70-е годы прошлого века, прошедшего без участия США. Оно характеризуется затоваренностью рынка, большими накопленными запасами и как следствие, сокращением инвестиций в разведку и добычу со стороны основных классических игроков, как страны ОПЕК и Россия.

Подобное положение дел ведет к тому, что по мере израсходования запасов и выработки основных месторождений (а большинство из них действительно выработано) и в условиях снижения инвестиций в разведку, вслед за сегодняшним изобилием придет не менее серьезный дефицит. И произойдет это достаточно быстро.

Надо отметить, что все это относится и к американским сланцевым месторождениям, где выработка скважин также не за горами.

Но, как раз с этого момента начинается самое интересное. Возникший дефицит застанет традиционных игроков в состоянии недоинвестирования и отсутствия пригодных для быстрой разработки запасов. Это исключает возможность их быстрого включения в конкурентную борьбу — для освоения новых месторождений потребуются годы.

Иным образом будут обстоять дела у США. К моменту начала нового цикла у них в активе окажется значительная доля рынка, которую они отвоевали в последние годы, посредством совершенствования сланцевых технологий.

Сами сланцевые месторождения будут к тому моменту основательно выработаны, но ставка явно делается не на них.

Ранее «Ридус» уже писал о том, что американское Бюро по управлению энергией океана опубликовало проект плана выделения и аренды участков на шельфе США для разведки и добычи нефти и газа.

Программа, которая должна быть реализована в сроки с 2019 по 2024 год, предусматривает, что администрация США предоставит американским нефтегазовым и энергетическим компаниям 47 участков общей площадью 4 млн квадратных километров. Суммарные запасы предоставляемых нефтяных полей оцениваются в 90 млрд баррелей нефти и 319 трлн кубометров газа.

По сути, это означает, что под нефтегазодобычу будет передано до 90% шельфа Соединенных Штатов, в результате чего буровые платформы опояшут страну со стороны атлантического и тихоокеанского побережий, а также Мексиканского залива.

Все это означает, что к тому моменту, когда ресурсы классических игроков будут исчерпаны и мир столкнется с новым дефицитом нефти, США будут располагать огромными разведанными нефтяными полями, технологиями (большинство технологий в мировой нефтедобыче — американские) и большой долей на рынке. «Столбление» последней происходит буквально сейчас и на наших глазах.

Сегодняшние успехи американских нефтяников свидетельствуют о том, что в новом ценовом цикле ведущую роль будут играть не столько запасы, как это было в предшествующую эпоху, а именно технологии, позволяющие добывать нефть там, где ее практически невозможно добыть классическим способом. И пример со сланцами является хорошим тому подтверждением.

Может ли развитие альтернативных источников энергии внести в этот сценарий какие-либо изменения?

Если в обозримой перспективе не будет создано какого-то абсолютного революционного источника, подобного термоядерному реактору, то вряд ли. Во-первых, даже в условиях начала эры электромобилей, тепловые электростанции еще долго будут оставаться одним из главных поставщиков энергии для зарядки их аккумуляторов. А во-вторых, по мере изменения топливного расклада в энергетике, возрастет значение нефти, как универсального сырья, для производства самых различных материалов.

Следовательно, говорить о скором окончании нефтегазового века пока преждевременно.