Войти в почту

Повторить судьбу бабушки и регулярно наступать на те же грабли, которые не удавалось обойти дедушке, так или иначе получается у многих из нас. Из-за чего подобное происходит, объясняет психогенеалогия — дисциплина, появившаяся на стыке генеалогии и психологии. Чтобы понять, действуют ли на вас « родовые грабли», попробуйте проанализировать историю своего рода и найти у предков схожие события, ситуации, поступки или пристрастия. Помните, бабушка рассказывала, как прадед волочился за молоденькими курсистками, а дед — за разбитными комсомолками? Ваш отец тоже любил вечерами «поработать» с хорошенькими аспирантками, а вас так и подмывает на адюльтер с секретаршей? Что ж, значит, вам к нему — специалисту по скелетам в родовых шкафах. Козел и пламя революции Психогенеалогия — направление в психологии, которое без малого уже полвека занимается работой с семейным наследием человека: исследуя историю его предков, находит объяснение нынешним проблемам, болезням и неадекватному поведению и позволяет избавиться от повторения нежелательных сценариев. — Повторяющиеся сценарии могут быть самыми разными, — объяснил «ВМ» Дмитрий Смыслов, профессор МРСЭИ и специалист по психогенеалогии. — Например, вариант «Иметь и все потерять»: человек достигает определенной высоты (финансовой, социальной, какой-то еще), а потом из-за неких событий все теряет. В следующем поколении у его потомка проигрывается похожая ситуация, при этом терять он может немножко по-иному. Часто из поколения в поколение передается проблема адюльтеров или склочных отношений в тандеме свекровь–невестка… Иногда человек становится пленником таких повторов. Был у меня знакомый, который все время получал в лицо (грубо говоря, морду ему периодически били). Каждый раз оказывался жертвой и совершенно не понимал, почему эта жертвенность должна постоянно присутствовать в его жизни. Не находя закономерностей, даже грешил на мистику. Покопались в генеалогии. Его предки оказались классическими революционерами, пожертвовавшими всем ради идеи. А у него эта логика жертвенности проигралась в виде такой вот эксцентрики. Как только это обнаружилось, достаточно было чуть-чуть изменить сценарий его собственной жизни, и с ролью козла отпущения было покончено. Часто, заметили психологи, дубляж происходит не в каждом поколении, а через одно. — Бывают достаточно интересные совпадения, — продолжает Смыслов. — Пришла ко мне как-то женщина с сильной сутулостью, прямо-таки уже начальная стадия горба была у человека. Я ее спрашиваю: «У вашей матушки были проблемы со спиной?» — «Нет» — «Ваша бабушка погибла?» — задаю следующий вопрос. — «Да» — «Ее застрелили?» — «Да» — «Стреляли в спину?» — «Да». И это не телепатия или игра в угадайку. Схема-то стандартная: мать женщины, узнав эту семейную историю, когда-то очень эмоционально ее пережила. А дочь оказалась еще более впечатлительной и после рассказа (повторенного, к слову, не единожды и тоже довольно эмоционально) подсознательно начала сутулиться — как бы в ожидании виртуального выстрела — и всю дальнейшую жизнь ощущала за спиной некую неосознанную опасность. дочери. Та, в свою очередь, транслировала его супругу — человеку впечатлительному и ведомому (и тот, как под гипнозом, отыграл ожидаемый подспудно сценарий), а после — собственной дочери. У дочери наследственная тревога проигралась как неадекватная реакция на любую отлучку мужа из дома, и муж, не выдержав напряжения, в итоге действительно ушел. Ну и так далее. Психология утверждает, что подобные цепочки вполне объяснимы. — Один из адептов психогенеалогии, Чампион Курт Тойч, говорил, что можно выделить три варианта безуспешной борьбы с серьезной проблемой, — объясняет психолог. — Первый: человек не может сам ее решить и пытается убежать от проблемы либо в зависимость (чаще всего в наркотическую или алкогольную), либо в болезнь. Обычно это заканчивается смертью. Второй: человек не может решить проблему и начинает транслировать ее на других — родственников, друзей, подчиненных, иногда даже на домашних животных (часто, глядя на собаку или кошку, понимаешь, что происходит с хозяином). При этом человек с проблемой может совершенно хорошо себя чувствовать, просто «перекидывая» ее на других, и эти другие начинают уходить в болезни или аддикции. И третий вариант, при котором нерешенная проблема «уходит» в последующее поколение. А если и оно не может ее решить, она начинает дублироваться в следующих… Часто, утверждает психогенеалогия, потомки вынуждены завершать дела, незавершенные их предками. Особенно если эти предки были забыты или исключены раньше времени из системы рода (пропавшие без вести, репрессированные, убитые, персоны, причисленные родней к категории «нон грата»). В таком случае род заставляет кого-то из ныне живущих частично брать на себя эту судьбу, и человек, сам того не осознавая, проживает чужую жизнь, решая чужие задачи. Никто не забыт Единственное, что может прервать порочную цепочку, — это умение осознать такие модели поведения, найти их причину и снова принять в родовую систему всех исключенных из нее. Бывает, что такие поиски помогают избавиться даже от болезней, повторяющихся из поколения в поколение. Например, родоначальница психогенеалогии, французский психолог русского происхождения Анн Шутценбергер с успехом использовала метод в работе с раковыми больными в последней стадии — некоторые из ее тогдашних пациентов живы и поныне. Заметив, что многие из них заболевали именно в том возрасте, что и их предки, Анн начала вместе с пациентами рисовать специальные схемы (их впоследствии назвали генограммами) — родовое древо с указанием важных событий в жизни каждого предка. Обнаружив их повторяемость, Шутценбергер пришла к выводу: каждый род, каждая семья существует согласно определенному механизму, отлаженному веками и поколениями. Члены рода могут бессознательно брать на себя особую роль, которая достается им от кого-то из предков. Этот механизм фактически приковывает нас к некоему сценарию, который мы неосознанно реализуем и в собственной жизни. — Любое заболевание имеет определенные психологические причины, — дополняет француженку Смыслов. — Об этом когда-то подробно писала Луиза Хей. Например, ту же онкологию можно прочитать как потребность вытолкать себя из жизни — человек чувствует себя лишним. Аллергию и астму — как недоверие к миру и т.д. Конечно, не стоит заниматься самолечением, но желательно изучить историю рода, записать биографические данные родственников, по возможности составить генеалогическое древо, проставив напротив каждого предка основные черты его характера, нюансы поведения, заболевания, значимые события в жизни. Так проще вычленить закономерности и найти им объяснения. Ну и, конечно, если человек не может самостоятельно изменить родовой сценарий, можно обратиться к профессионалам, которые помогут и направят. И в первую очередь необходимо серьезное отношение к своему роду, потому что жить отдельным индивидом в абсолютно чужом мире не получится. Каждый человек имеет связь со своим родом, хочет он того или нет. Повторенье — мать мученья Адепты психогенеалогии утверждают, что такое внутриродовое программирование может происходить двумя способами. Первый — прямое «наследование» от предыдущих поколений в ходе личного общения. Например, постоянно повторяемые заклинания: «У нас не принято родниться с голытьбой», «В нашем роду комедиантов не было», «Все бабы дуры», «Не мужья попадаются, а все козлы какие-то» и т.д. — закрепляют за последующими поколениями конкретные роли в стандартных сценариях. Второй способ — опосредованное, невербальное программирование. Речь тут по сути идет о семейном бессознательном, которое выстраивает судьбы людей на протяжении нескольких поколений. Скажем, в 30 лет ваша прабабушка, о которой вы ровным счетом ничего не знаете, осталась вдовой. И эта потеря стала для нее настоящей трагедией. Ваша бабушка повторила ее судьбу, похоронив в 32 года мужа, который умер от сердечного приступа. Ее дочь — ваша мама — в 30 тоже остается одна, но уже из-за развода. К тому же самому возрасту летит в тартарары семейная жизнь и у вас… — Никакой мистики в таких повторах нет. Просто в коллективном бессознательном предков по материнской линии сформировалась установка: «Мужчина уходит и не возвращается», — объясняет родовой затык Дмитрий Смыслов. — Цепочка могла быть следующей. Первая смерть переживалась прабабушкой очень тяжело, и ее внутренняя тревога, сильное подсознательное напряжение передалось. ИСТОКИ Возникновение психогенеалогии обычно связывают с двумя работами английского антрополога, психолога (а также двоюродного брата Дарвина) Фрэнсиса Гальтона: книгой «Наследственность таланта», вышедшей в 1869 году, и небольшой статьей «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания», опубликованной в 1875-м. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Синдром предков
© Вечерняя Москва