Как не потерять на скидках

Кому и чем полезны распродажи На этой неделе летние сейлы вступили в финальную стадию, скидки достигают максимума: многие столичные магазины обещают подарить 70% от стоимости вещи, а некоторые — и того больше. «Коммерсантъ Стиль» разбирался, кому выгодны распродажи, а также выяснил, как покупать в период скидок, чтобы получить настоящее удовольствие и не превратить квартиру в склад ненужных вещей. Советы бывалого Решающее слово в инструкции по распродажам, конечно, за опытным пользователем и специалистом. «Когда я была студенткой, то обожала ходить по магазинам и торговым центрам. Так как денег у меня тогда было мало, то все покупки приходилось делать суперобдуманно. Теперь я могу себе позволить не обращать внимание на скидки, но распродажи всегда грели мою душу, и покупать вещи по полной стоимости я по-прежнему считаю блажью»,— рассказывает «Коммерсантъ Стиль» Аюна Анджукаева, руководитель пресс-службы крупного венчурного фонда ФРИИ. Аюна много лет покупает одежду исключительно на распродажах: ей нравится хорошо выглядеть, и она не хочет одеваться «никак», если за те же деньги можно выглядеть классно. Гардероб Аюны всегда собран: утром она может не глядя взять с вешалки любые верх и низ, и эти вещи будут идеально сочетаться. «Но я все равно шоплюсь практически на каждой сезонной распродаже. Летом покупаю зимнюю одежду, зимой — летнюю, и это точно экономит кучу денег. А когда я вижу, как люди сметают новые коллекции, каждый раз испытываю шок от их платежеспособности и отваги»,— смеется Аюна. По словам Анджукаевой, помимо явной экономии покупки по выгодной цене в сезон распродаж приносят еще и моральное удовлетворение. «Помните шутку про то, что доллары, купленные по 30 рублей, радуют гораздо больше новых, купленных по 60? Меня точно так же радуют удачно купленные вещи», — говорит Аюна. Впрочем, изведать такую радость дано не всем: психолог Мария Архангельская говорит, что распродажа — явление неоднозначное и не всегда приносит покупателю только положительные эмоции. «С одной стороны, в момент покупки вещи с большой скидкой у человека часто возникает ощущение, что он сэкономил, совершил выгодное приобретение, и поэтому появляется чувство эйфории и гордости за себя. Однако позже, когда человек приходит домой, эти чувства сменяются разочарованием и грустью, потому что купленная задешево вещь ему не подходит и он не будет ее носить никогда. Особенно грустно бывает, когда вещь нельзя сдать обратно и ее забрасывают в шкаф со словами “буду носить дома или когда-нибудь пойду в ней на рыбалку”»,— рассказывает психолог. По словам специалиста, получить истинное, а не сиюминутное удовольствие от шопинга на распродажах смогут только те, кто ждал скидок, планировал совершить покупки именно в сезон распродаж и точно понимает, что ему нужно. При соблюдении этих условий от вещей, приобретенных на распродажах, возникают ощущение контроля над своей жизнью и радость от реальной экономии. «Для настоящих положительных эмоций покупки, совершенные в период сейлов, должны быть обоснованными, а не совершенными под влиянием импульсов»,— объясняет Мария Архангельская. Как подготовиться и как действовать Впрочем, даже если вы человек не слишком расчетливый и не попадаете в категорию людей, живущих от распродажи до распродажи, вам тоже стоит подготовиться к скидкам. Отправляясь в магазин в период распродаж, стоит заранее подумать, что вам действительно нужно купить, и составить (хотя бы мысленно) примерный список необходимых вещей. «Это позволит не схватить оранжевые босоножки и розовые бусы только потому, что на них скидка 70%»,— говорит Мария Архангельская. Не стоит покупать вещь, которая не подходит по размеру, и туфли, которые жмут, только потому, что продаются они по тысяче рублей за пару, предостерегает Архангельская. «Иначе потом будет мучительно больно: эти вещи и обувь вы не наденете, они станут попусту занимать место в шкафу, да еще и напоминать вам о неудачном опыте покупок,— рассуждает психолог.— Распродажа — явление опасное, потому что скидки 50% и более действуют на людей магически. 30-процентная скидка на нашу психику влияет еще не так сильно, а вот после 50% человек, как под наркотиками, начинает покупать все без разбора. А уж если скидка 80%, то многие думают: не знаю зачем, но эта вещь точно мне нужна, и покупают ее»,— объясняет магию распродаж Мария Архангельская. По ее словам, чтобы не потратить деньги впустую, надо понимать, что скидки — это в какой-то мере маркетинговый ход. «Магазины посредством распродажи просто избавляются от ненужных им вещей, чтобы не хранить их на складе. Скупая все без разбора, вы берете на себя функцию склада и еще доплачиваете за это»,— заключает психолог. Чтобы ваш дом не стал складом ненужных вещей, нужно, как уже было сказано, продумать покупки заранее и только потом отправляться на распродажу. Ну а если вам понравится вещь, которой нет в вашем списке, не спешите покупать ее сразу. Отойдите от вешалок, прогуляйтесь, выпейте чашку кофе, хорошо подумайте, зачем вам нужна эта вещь, с чем вы будете носить ее и куда, и только потом возвращайтесь обратно в магазин. Кроме того, советует Аюна Анджукаева, необходимо внимательно изучить вещь перед покупкой. «Обычно я оцениваю одежду по критерию реальной цены: спрашиваю себя, сколько вещь будет стоить, если я срежу с нее бирки. Надо понимать, что кашемировый свитер или платье из шелка в принципе нельзя купить за копейки, даже в сезон распродаж. То же касается качественных сумок и обуви. Зато эти вещи можно носить много лет и выглядеть в них дорого. Так у меня всегда есть понимание того, плачу ли я просто за бренд, бирку и работу маркетологов или за действительно красивую и хорошо сделанную вещь»,— делится опытом Аюна. Наконец, редко бывают большие скидки на качественные классические базовые вещи, которые являются основой гардероба, или на бестселлеры сезона, но первые точно оправдывают свою цену, а как быть со вторыми, зависит от ваших целей и возможностей. Для тех, кто не может в сезон распродаж целыми днями ходить по магазинам, ездить в аутлеты, или просто устал от переполненных торговых центров, очередей и гор одежды, которые нужно перерыть, чтобы найти что-то стоящее, Аюна Анджукаева также предлагает решение — онлайн-шопинг. Для начала, конечно, придется все-таки пройтись по магазинам любимых марок, примерить вещи и выяснить свой точный размер, чтобы не промахнуться с покупкой через интернет. Сделать это можно в межсезонье, когда нет скидок и, как следствие, длинных очередей в примерочные. Останется дождаться распродаж — и можно заказывать на дом понравившиеся вещи со скидкой. «Я заранее составляю wishlist и ставлю на приглянувшиеся вещи (например, в приложении ShopStyle) оповещения о распродаже. Когда цена доходит до уровня, который меня устраивает, покупаю их. Еще мы с сестрой отправляем друг другу ссылки на понравившуюся одежду, и это отличный способ удержаться от спонтанных покупок или приобретения красивых, но претенциозных вещей, которые будут висеть в гардеробной мертвым грузом. К слову, если я понимаю, что ни разу не надела вещь за полгода-год, то просто продаю ее через интернет»,— продолжает делиться секретами Аюна Анджукаева. Секреты неслыханной щедрости Как уже говорилось, распродажи выгодны не только покупателям, но и продавцам. «Это возможность для ритейлера распродать остатки коллекций прошедшего сезона»,— сказали «Коммерсантъ Стиль» в пресс-офисе компании Mercury. Первый вице-президент Crocus Group Эмин Агаларов, в свою очередь, пояснил, что «распродажи — следствие снижения спроса на изделия, утратившие актуальность и привлекательность для покупателя, как правило, на товар, имеющий выраженный сезонный признак, и соответствующие фэшн-тренды. Снижение первоначальной цены стимулирует спрос на невостребованный товар, например спрос на шубы в весенний или летний периоды». По словам ритейлеров, в большинстве случаев скидкам можно доверять. «Добросовестные продавцы первоначальные розничные цены при сезонном дисконтировании не увеличивают и применяют скидку, эквивалентную заявленным процентам. Польза для ритейлера очевидна — достижение более высоких sell out результатов по итогу сезона»,— объясняет Эмин Агаларов. В Mercury также подтверждают, что в конце каждого сезона на коллекции одежды и аксессуаров их магазины снижают цены. ЦУМ, ДЛТ, бутики Третьяковского проезда, «Барвихи Luxury Village», а также бутики на Кутузовском проспекте сначала делают скидку в 30%, а затем — в 50%. Ольга Хохлова, управляющий партнер аналитического агентства Price & Quality Agency, эксперт потребительского рынка, считает, что распродажи на самом деле выгодны всем: и ритейлерам, и потребителям. Для первых это возможность увеличить оборот, для вторых — приобрести товары несколько дешевле. В абсолютном большинстве категорий (одежда, обувь, бытовая техника, мебель и так далее) ритейлеры в любом случае остаются в плюсе, так как будущий сейл изначально заложен в торговую наценку. «А если и случаются потери на определенных категориях, продавцы компенсируют их за счет ассортимента. Правда, экономическая ситуация в стране все же повлияла на распродажную политику ритейлеров. Несмотря на то что витрины многих магазинов пестрят информацией о скидках в 70–90%, это лишь маркетинговый ход, призванный обеспечить посещаемость торговых точек. Реальные скидки в период распродаж не превышают 15–45%. Безусловно, некоторые товары продаются с реальной 50–70-процентной скидкой, но их ассортимент очень ограничен и, как правило, они не сильно востребованы даже по бросовым ценам»,— заключила госпожа Хохлова. Вывод Чтобы не попасть в сети успешных маркетологов, которые сулят снижение цены более чем в два раза, нужно здраво оценивать стоимость товаров. Качество вещи, ее функциональность и фасон определяют максимальную скидку: базовые модели сильно теряют в цене от сезона к сезону. Вооружившись советами экспертов, можно грамотно пополнить гардероб, не теряя времени и средств на покупку ненужных вещей под влиянием красочных баннеров «Распродажа » в витринах магазинов. Кира Васильева

Как не потерять на скидках
© Коммерсантъ Lifestyle