Нетрадиционная семейная ориентация

В западных странах роль отца в воспитании детей в год от года повышается. В скандинавских государствах неуклонно растет процент мужчин, берущих декретный отпуск. В России ситуация иная. Россияне признают, что отец может принимать активное участие в воспитании ребенка и в уходе за ним, но не считают это обязательным. «Лента.ру» разобралась в том, насколько российские мужчины вовлечены в процесс и надо ли им примерять на себя женские роли. Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 72 процента российских граждан полагают, что отцы могут не хуже матерей ухаживать за маленькими детьми и вести домашнее хозяйство. В то же время 56 процентов не считают нормой ситуацию, когда мать выходит на работу сразу после родов, а 48 процентов (против 46) называют главной задачей мужчины материальное обеспечение семьи, а не воспитание ребенка. Между тем, по словам директора по исследованиям ВЦИОМ Елены Михайловой, в последнее время, за счет трансформаций на рынке труда, произошли значительные изменения в распределении семейных обязанностей. «От отцов все больше ожидают не только и не столько выполнения функций по материальному обеспечению семьи, сколько активного участия в воспитании детей на всех этапах их социализации — хотя выполняемая ими роль в этой части продолжает рассматриваться как вторичная», — говорит Михайлова. С точкой зрения специалиста ВЦИОМ не согласна доцент кафедры демографии Высшей школы экономики (ВШЭ) Ольга Исупова. По ее данным, сейчас не более 5 процентов отцов берут отпуск или больничный по уходу за ребенком. Происходит это чаще всего в тех случаях, когда мать умирает, исчезает или становится недееспособной вследствие ухудшения здоровья. Иногда мужчины делают это, если зарабатывают меньше жен. Исупова отметила, что по сравнению с 80-ми годами количество отцов, принимающих участие в воспитании малолетних детей, не только не увеличилось, но даже сократилось. Сложившуюся ситуацию она объясняет тем, что в 2000-х годах мужчины начали получать хорошие зарплаты, и женщины добровольно приняли традиционное распределение гендерных ролей. «Это было обусловлено подъемом неолиберальных взглядов на действительность: каждый должен делать то, что у него лучше получается», — пояснила Исупова. По ее мнению, у российских женщин с детства занижена самооценка: они боятся выходить на рынок труда, считая, что все равно будут зависеть от мужчины. Другие остаются дома, поскольку считают, что отец будет хуже вести домашнее хозяйство и ухаживать за детьми, так как это «не заложено в нем от природы». Исупова заметила, что при этом женщины редко бросают работу и становятся домохозяйками. По ее словам, от них ждут и воспитания детей, и зарабатывания денег. Женщины, которых она опрашивала в ходе исследований, чаще всего были очень недовольны таким положением вещей. Большинство респондентов ВЦИОМ (41 процент) заявили, что отцовское воспитание прежде всего формирует в ребенке уважение к женщине. По мнению демографа, такие ответы преимущественно давали женщины, и руководствовались они тем, что у них нет никакого объективного критерия заслуг и уважения. Для мужчины, например, таким критерием является его зарплата, материальный вклад в семейный бюджет. Женщине же хочется, чтобы дети воспитывались в уважении к ней, «какой бы она ни была». Любовь Ерофеева, директор ассоциации «Народонаселение и развитие», высказывает иную точку зрения. Она считает, что такой вариант ответа популярен потому, что российскую женщину зачастую не уважает муж. Отец не считает мать равной себе, и это отношение передается ребенку. «Уважение к женщине, к матери должен внушать именно отец или тот мужчина, который есть в семье, — например, дедушка, если сын растет без папы», — рассуждает Ерофеева. Она посетовала на то, что дедушки являются представителями того поколения, которое не видит проблемы в отсутствии равенства полов в обществе и зачастую передает детям негативные стереотипы. По ее мнению, ситуацию может изменить грамотная пропаганда гендерных ролей со школьной скамьи: «Экспертное мнение врачебно-психологического сообщества заключается в том, что такого рода программы должны инициироваться еще в школе». В целом же, считает Ерофеева, ситуация с гендерным равенством в стране остается плачевной, неслучайно в России так популярна ежегодная премия Рунета «Сексист года», которая вручается тем, кто не самым лестным образом высказывается о роли женщины в обществе. Она также отметила крайне небольшое количество представителей женского пола в руководстве страны. «У нас очень мало женщин-министров, небольшое число женщин-депутатов, — отмечает Ерофеева. — Будь их больше и не играй они на мужском поле, как это делает сенатор Мизулина, порядка бы прибавилось, и женщины чувствовали бы себя комфортнее». По ее мнению, гендерные стереотипы активно насаждают и поддерживают масс-медиа. «Посмотрите сериалы, посмотрите фильмы, не говоря о ток-шоу, делающихся на потребу мейнстриму, который не учитывает негативные стороны этих традиций, — возмутилась Ерофеева. — Это благодатная почва для их сохранения». Ерофеева, однако, отметила и позитивную тенденцию: молодые отцы все больше интересуются процессом воспитания детей, по мере возможности — настолько, насколько у них хватает на это времени. «Европейские специалисты выясняли, что является побудительным фактором появления еще одного ребенка в семье, — сказала она. — Возможно, это звучит непривычно для российского обывателя, но именно помощь в уходе за первым новорожденным делает женщину более уверенной в том, что у мужчины есть желание иметь второго малыша, что он хочет помогать ей заботиться о нем. В этом случае желание рожать у нее усиливается. Распределение ролей внутри семьи — это очень важный фактор, который, на мой взгляд, у нас пока недооценен». По словам Ерофеевой, для просвещения молодых отцов уже существуют специальные школы, причем в них обучают не только уходу за новорожденным, но и помогают молодым мужчинам понять свою роль в воспитании более старшего ребенка. «Это положительный опыт — такие школы есть в Петербурге и в некоторых городах Центральной России», — рассказала она. Свою точку зрения на то, должен ли мужчина наравне с женщиной воспитывать детей и ухаживать за ними, высказал православный активист, руководитель фестиваля «За жизнь», автор законопроекта о запрете абортов Владимир Потиха. Несмотря на сложившиеся в обществе представления о том, что сторонники традиционных ценностей предпочитают перекладывать эту заботу на матерей, он отметил необходимость участия отца в жизни ребенка с первых дней жизни. «Многие проблемы возникают как раз из-за того, что женщина остается один на один с новорожденным и начинает лезть на стену», — констатировал Потиха. Поэтому он призвал решать вопрос в том числе и институционально: давать возможность отцам брать отгулы или часть отпуска, пока мать адаптируется к новой жизненной ситуации. «Сейчас все смазалось в плане традиционной семьи, и женщина зачастую получает зарплату наравне с мужчиной, — констатирует он. — А в некоторых семьях женщина зарабатывает больше, и более выгодно, чтобы отец занимался в декретном отпуске детьми, а мать работала». По словам Потихи, ничего страшного в этом нет, «хотя лучше, если ребенка воспитывает женщина, ведь она самой природой к этому приспособлена». «Впрочем, нельзя сказать, чтобы раньше мужчина был только добытчиком, — продолжил Потиха. — В период раннего младенчества детьми занимались женщины, но с трех-пяти лет у мальчиков начиналась социализация. Если это было воинское сословие — отец обучал сына воинским навыкам: был, скажем, обряд первого сажания на коня и так далее. То же самое ролевое разделение и привлечение к какому-то труду происходило в крестьянских семьях: девочек учили шить, а мальчиков — заниматься мужской работой, ремеслами, и этим занимались мужчины, а не женщины». Более того, в традиционном обществе отец служил связующим звеном между домочадцами и Богом. «Если взять евангельские принципы, согласно которым жене глава — муж, а мужу — Христос, выстраивалась иерархия, и мужчина обеспечивал домашним связь с трансцендентным по цепочке», — пояснил православный активист Для того чтобы в современной России отцы больше участвовали в воспитании детей, Потиха предложил организовать систему родительских клубов и вернуть в школу такой предмет, как «Этика и психология семейной жизни». В ходе занятий преподаватели могли бы обучать мальчиков элементарным навыкам пеленания ребенка. Он также отметил важность государственной пропаганды вовлеченности отца в процесс воспитания детей.

Нетрадиционная семейная ориентация
© Lenta.ru