Войти в почту

В Венесуэле проходят крупнейшие в истории страны военные учения

Начавшиеся в Венесуэле военные учения «Двухсотлетие Ангостуры 2019» станут крупнейшими в истории страны. Существенная часть военной техники страны имеет российское происхождение, и президент Мадуро на открытии учений объявил о планах продолжить сотрудничество с Москвой. А вот оппозиция в случае успеха планирует пересмотреть военные контракты с Россией.

Президент Венесуэлы Николас Мадуро дал старт крупнейшим в истории страны гражданско-военным учениям «Двухсотлетие Ангостуры 2019». Перед началом учений Мадуро ознакомился с образцами военной техники, в том числе с ракетными установками российского производства.

Учения пройдут с 10 по 15 февраля. Как ожидается, в мероприятиях оперативной и боевой подготовки примут участие как вооруженные силы, так и народное ополчение республики.

Эти учения проходят в честь национального героя страны Симона Боливара и двухсотлетия конгресса в Ангостуре, который считается «Вторым конституционным конгрессом» страны.

Нынешние учения президент Венесуэлы называет «крупнейшими в истории».

О проведении маневров Мадуро объявил в середине января, когда страну еще поглотила волна протестов. И все же сложно недооценить их актуальность в нынешних условиях.

В связи с гражданско-военным учениям «Двухсотлетие Ангостуры 2019» целесообразно проанализировать, что собой представляют в настоящее время вооруженные силы Венесуэлы и каким образом могут выглядеть их оперативные и боевые возможности.

«Венесуэла традиционно закупала в США и других западных странах достаточно много боевой техники для ведения именно классической, а не только противопартизанской войны, чем отличалась от большинства стран Латинской Америки», — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора института Политического и военного анализа Александр Храмчихин.

По словам собеседника издания, после прихода к власти Уго Чавеса и смены политической ориентации страны данная тенденция лишь укрепилась.

Венесуэла приобрела значительное количество весьма современной боевой техники в России и Китае, благодаря чему ее ВС уверенно вошли в тройку сильнейших в Латинской Америке.

В частности, венесуэльская армия во всех компонентах очень значительно превосходит ВС Колумбии, с которой у Каракаса весьма напряженные отношения.

Правда, напоминает Александр Храмчихин, из-за почти полного разрыва с Вашингтоном у ВС Венесуэлы возникли значительные проблемы с обслуживанием американской техники, которую приходится раньше положенного переводить на хранение или списывать. Последнее время из-за падения цен на нефть Каракас оказался в катастрофическом экономическом положении, из-за чего закупки вооружений как в России, так и в Европе практически прекращены. А вот вооружение и военная техника из Китая продолжают поступать в страну в штатном режиме.

Сухопутные войска вооруженных сил Венесуэлы, напоминает Храмчихин, включают семь общевойсковых дивизий — пехотных, горно-пехотных, механизированных и бронетанковых. Есть даже одна дивизия, специально подготовленная для военных действий сугубо в джунглях.

Что касается военной техники, в распоряжении венесуэльских ВС находится около 500 единиц российской военной техники.

Среди них: 92 относительно новых танка Т-72Б, 123 новейших российских БМП-3, 114 новейших российских БТР-80А, 61 самоходная артиллерийская установка (из которых 13 — новейшие российские 2С23 (120 мм) и еще 48 — 2С19 (152 мм), 24 буксируемых миномётных комплексов калибра 120 мм 2С12, 24 советских БМ-21 (122 мм) и 12 российских «Смерч» (300 мм).

Для сравнения: аналогичные описанным видам вооружения боевые единицы из Франции представлены в Венесуэле чуть более чем в 150 экземплярах (81 устаревший танк AMX-30, 36 легких танков AMX-13, 6 БТР AMX-VTT, 25 старых бронемашин AMX-VCI и 12 САУ AMX Mk F3 калибром 155 мм); из Израиля — 50 (25 РЗСО LAR-160 калибром 160 мм и 25 ПТРК MAPATS).

От Великобритании Венесуэле достались 84 легких танка «Скорпион». От Италии, Германии и Китая — 162 бронемашины (24 итальянских «Фиат-6614», 20 немецких UR-416 и 118 новейших китайских VN-4). Все они находятся в распоряжении Национальной гвардии Венесуэлы.

Конкурировать с Россией в этой области могут разве что США, но и они отстают: в Венесуэле находятся немногим более 370 единиц подобной военной техники: 25 боевых бронированных машин «Драгун-90LFV2», 57 «Драгун-300», 30 БТР V-100 и 100 — V-150, 36 буксируемых орудий М101 калибром 105 мм, 24 М114 калибром 155 мм и 75 старых самоходных ПТО М18 (76 мм).

При этом зенитные ракетные войска ПВО Венесуэлы укомплектованы в основном именно российской техникой.

Они имеют в своем составе 11 дивизионов модернизированного в Росии советского ЗРК С-125 (в каждом дивизионе по 44 пусковых установки), 2 дивизиона новейшей российской ЗРС большой дальности С-300ВМ (кроме Венесуэлы и самой России эта ЗРС имеется еще лишь у Белоруссии), не менее 4 новейших российских ЗРК «Тор-М1» и 200 новейших российских ПЗРК «Игла-С».

Также в их распоряжении не менее 10 новейших израильских ЗРК «Барак» и 150 зенитных орудий (114 израильских TCM-20 (20 мм) и 36 шведских L/70 (40 мм).

С учетом этого наземная ПВО Венесуэлы является однозначно сильнейшей в Латинской Америке. Войсковая ПВО включает 3 дивизиона новейших российских ЗРК «Бук» (18 ПУ, 6 ПЗУ) и не менее 8 ЗРК малой дальности «Тор-М1», до 6 старых французских ЗРК «Роланд», до 42 старых французских ЗСУ (12 «Панар» AML-530S (20 мм), до 30 АМХ-13 (40 мм), 300 советских зенитных орудий ЗУ-23-2 (23 мм). Зенитные артиллерийские бригады находятся в оперативном подчинении ВВС.

Зенитные ракетные комплексы С-300ВМ были поставлены в Венесуэлу в рамках известного крупного пакета контрактов на поставку этой стране наземного вооружения и систем ПВО, подписанного ФГУП «Рособоронэкспорт» в сентябре 2009 года.

Венесуэла стала первым иностранным заказчиком ЗРС серии С-300В (если не считать продажи одного дивизиона С-300В в США в 1995 году).

Доставка первых элементов ЗРС-300ВМ в Венесуэлу была осуществлена в начале апреля 2013 года, а 19 апреля они были впервые продемонстрированы на военном параде в Каракасе.

С-125 в Венесуэле представлен в варианте ЗРК «Печора-2М». Эта система создана в середине 2000-х годов. Изменения при модернизации коснулись в основном электроники комплекса, которая получила новые возможности по противостоянию средствам РЭБ и противорадиолокационным ракетам противника. Именно эта версия ЗРК С-125 в свое время заинтересовала военное руководство Венесуэлы.

На открытии нынешних учений Николас Мадуро объявил, что Венесуэла продолжит направлять средства на закупки современных систем противовоздушной и противоракетной обороны.

«Мы направим достаточно средств, чтобы наши солдаты и ополченцы получили самое современное вооружение, чтобы у Венесуэлы были противовоздушные и противоракетные системы обороны, — пообещал он участникам учений. — У нас будет самое продвинутое вооружение, от комплексов «Игла» у солдат до самых последних ракет».

По латиноамериканским меркам вооруженные силы Венесуэлы обладают очень высоким потенциалом, считает Александр Храмчихин. Тем не менее, отмечает специалист, доля устаревшей техники все же достаточно велика, уровень боевой подготовки личного состава не слишком высок.

С учетом серьезных внутренних проблем страны ее безопасность и обороноспособность обеспечиваются далеко не полностью.

Как сообщило 30 января 2019 года информационное агентство ТАСС, венесуэльская оппозиция, которая контролирует Национальную ассамблею (однопалатный парламент), собирается пересмотреть стоимость заключенных ранее с Россией контрактов на поставки вооружений, а также отношения с Москвой в целом. С таким утверждением во вторник в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований выступил Густаво Тарре Брисеньо, которого парламент назначил на пост спецпредставителя Венесуэлы при Организации американских государств (ОАГ).

«Мы будем занимать очень жесткую позицию в деле пересмотра вопроса выплат, потому что они не продали нам то, что было прописано в контракте. И это будет обсуждаться. Мы столкнемся с кем-то, кто не очень дружелюбен, с тем, с кем очень сложно заключить сделку, но я с доверием отношусь к венесуэльскому послу в Москве. Нам предстоит проделать очень хорошую работу», — утверждает Брисеньо.

По его версии, основу долгов Каракаса перед Москвой составляет «цена вооружений». Политик подверг критике поставленное РФ оружие, сославшись на беседу с отставным военнослужащим ВВС Венесуэлы, имени которого не назвал. В частности, по словам Брисеньо, передача бомбардировщиков «Сухой» якобы не была полностью прозрачной, а сами самолеты оппозиционер назвал «не самыми лучшими» в технологическом плане.

В своей речи Брисеньо также заявил о будто бы низком качестве вертолетов, на которых «не летают в Венесуэле», поскольку две трети из них якобы пришли в негодность.

Оппозиционер считает, что Венесуэла «изменит список своих лучших друзей», среди которых он выделил Россию и КНДР.

Кроме того, в их числе он упомянул некую «террористическую исламскую организацию», не пояснив, что именно имеет в виду.

«Мы должны вернуться к нашим настоящим друзьям и признать борьбу за демократию во всем мире», - заключил он.

По информации блога bmpd, с 2005 по 2016 годы Венесуэла заключила с Россией по линии военно-технического сотрудничества в общей сложности более 40 контрактов, по известным сведениям, на общую сумму около $11,4 млрд. Из этой суммы российской стороной было предоставлено в кредит только $2,65 млрд. (выбранных венесуэльской стороной в счет межгосударственного кредита, предоставленного Россией в 2011 году в обеспечение пакета венесуэльских оборонных контрактов 2009 года).

С учетом процентов и условий реструктуризации, стоимость венесуэльской реструктуризированной задолженности по данному кредиту сейчас составляет $3,15 млрд.

Следует отметить, что выплаты венесуэльской стороны по упомянутым в выступлении Густаво Тарре Брисеньо истребителям Су-30МК2В и вертолетам, приобретавшимся по контрактам 2005-2006 годов, уже давно произведены.

Потенциально Латинская Америка в целом и Венесуэла в частности — чрезвычайно перспективный оружейный рынок, полагает Александр Храмчихин. Здесь по сути всем надо обновлять если не все, то очень многое. Но в ряде стран этот потенциал вряд ли удастся реализовать из-за большой политической турбулентности некоторых режимов. Помимо этого, отдельные государства континента откровенно слабы в платежеспособном отношении.

Газета.Ru: главные новости