Войти в почту

Куба: успеть глотнуть свободы в стиле братьев Кастро

Отзыв самостоятельного туриста После смерти Фиделя Кастро все гадали, как же там Куба, падёт ли социализм или всё продолжится в том же духе. Но что кубинская оттепель значит для туризма? И есть ли она на самом деле? А главное – смогут ли туристы в ближайшем будущем глотнуть прежней кубинской романтики или эпоха Фиделя прикажет долго жить? Читайте отзыв туристки, которая только что вернулась с Острова свободы. Есть один удивительный факт, который часто забывают русские «кухонные» аналитики: перемены на Кубе начались задолго до 2016 года. В 2008-м власть перешла к брату Фиделя Раулю Кастро, и уже в 2010-м началась кубинская оттепель – всего за несколько лет страна пришла к частному предпринимательству и открытому туризму. Правда, сначала туризм сложно было назвать открытым по-настоящему: на острове действовала серьёзная сегрегация, оставляя дешёвую жизнь кубинцам и создавая воздушный замок для иностранцев за деньги, сопоставимые с тратами на европейских курортах. Постепенно появились частные «касы партикуляр» – комнаты или квартиры, которые сдают в аренду. Сейчас средняя стоимость такого жилья в старой Гаване около 30 $ в сутки. И «касы» возникли не только в столице: так, в туристическом Тринидаде каждый первый дом украшен синим якорем – знаком жилья для иностранцев. За последние несколько лет иностранные туристы такое жилье действительно полюбили: можно постучаться в 10 домов подряд по одной из центральных улиц и в каждом услышать «фуль» – «нет мест». Распространённый сейчас способ времяпрепровождения на Кубе как альтернатива пляжам Варадеро – путешествие по всему острову на арендованном авто или автобусами Viazul, специальной комфортабельной линии для туристов. Это тоже преимущества последних лет. Шикарный ретроавтомобиль стоит порядка 150 кук (почти 1:1 с евро) в день, но чаще всего для больших расстояний выбирают обычные современные седаны, которые без проблем имеют право закупать рентакары. Стоимость проката такой машины ниже, 50–70 кук в сутки, от недели – дешевле. Автобусы Viazul ездят по всем кубинским городам, строго придерживаются расписания, стоят приемлемо для многих: так, за дорогу от Гаваны до Тринидада вы заплатите 25 кук, до Варадеро – 10 кук. При этом стоимость обычного автобуса Omnibus Nacional, такого же по условиям, как Viazul, на то же расстояние до Тринидада – меньше 500 русских рублей. Правда, купить билет нельзя: всё, что могут сделать продавцы билетов на вокзалах, если у вас нет кубинского удостоверения личности, – отправить вас к станции Viazul. Но можно поступить хитрее: найти станцию так называемых «камьонов» – переоборудованных в автобусы старых грузовиков. И тут уже принимают всех, паспорт не смотрят. Проезд совсем недорогой: в сторону Виньялеса можно доехать за 100 русских рублей, до далёкого Сантьяго – за 800. Отличие 2017 года для Кубы в том, что границы начинают стираться. Многим известно, что на Кубе действуют две валюты – местный песо CUP и конвертируемый CUC. Раньше деление было понятным: CUP – для своих, CUC – для иностранцев. Но теперь всё иначе: обе валюты больше всего востребованы своими, принципиальная разница только в рынках. Если тебе за яйцами в картонке, но кончились талоны, или за мукой, или за сладостями в ближайшей лавочке – держи наготове местные песо. Если нужны новые туфли или действительно модная сумочка «Дольче Габбана» – доставай из заначки CUC. Меняются деньги свободно, мы с российскими паспортами спокойно обзаводились местными песо. Расплачиваться можно также обеими валютами, эквивалентно. То же сейчас касается местного транспорта. Так, только ленивый не рассказал нам перед поездкой, что от аэропорта нужно обязательно взять такси за 25 кук, иначе никак. Мы прошли немного и остановили такси, с которым сторговались на 5. Автобус, до которого оставалось дойти ещё пять минут, стоил бы и вовсе 0,4 местных песо – правда, даже у кубинцев нет такой мелочи, так что они отдают водителю 1 песо. Это около двух российских рублей. Столько же вы заплатите, например, за автобус до пляжа Санта-Мария, который находится примерно в 20 км от Гаваны. Отличный, кстати, пляж. Когда-то иностранцам ездить местными автобусами было запрещено – но теперь об этом никто и не вспоминает. Если вы решите сесть с кубинцами в местное общее такси-коллективо – проблем тоже не будет: заплатите за поездку по городу 20–40 руб., в зависимости от расстояния. Правда, здесь пригодится базовый испанский. Так, одна за другой становятся открытыми все сферы, куда раньше любому иностранцу вход был строго воспрещён. Всем известно, что гордость Кубы – это образование вообще и образование в сфере культуры в частности, не зря каждый третий подросток в Гаване мечтает о балетной карьере. Но несколько лет назад попасть в университет можно было только в качестве иностранного студента. Сейчас всё иначе: появилось государственное агентство культурного туризма Paradiso, которое предлагает хоть туры в театры, хоть абонементы на все культурные события сезона. Конечно, Куба всегда остаётся Кубой: экскурсии надо бронировать за месяц-полтора, потому что долгую цепочку согласований никто не отменял. Одна наша немецкая подруга сказала, что Куба напоминает СССР конца 80–90-х годов: «Ничего нельзя, но если очень хочется, то можно». Пока страна сохраняет свою экзотичность: разрушенные колониальные особняки, ограничения на покупку новых автомобилей и очереди за самым необходимым никуда не делись. Но кубинцы от такой стабильности очень устали. Сами они не верят, что что-то изменится: долгие годы дефицита стали чем-то неотъемлемым в их жизни. Но те, кто помоложе, признают: уже изменилось многое, а в следующем году уходит с поста и Рауль Кастро. Что будет после этого – предсказать невозможно. Поэтому если хотите запечатлеть ускользающую кубинскую натуру, – поезжайте сейчас, потом может быть уже поздно.