Голос России 22 ноября 2013

«Самолеты падают из-за сверхприбылей, к которым стремятся их владельцы»

 — Г-н Хайман, расскажите о вашем профессиональном опыте.
— Я проработал в авиации 53 года, из них 50 лет — непосредственно пилотом. Был командиром воздушных судов авиакомпаний Бразилии, Израиля, Зимбабве и Анголы. После стал инструктором по подготовке пилотов в бразильской авиакомпании Embraer.
— Вы попадали в аварии?
— К счастью, в моей профессиональной деятельности этого не было ни разу, о чем я всегда рассказываю с гордостью. Единственный критический случай произошел в Парамарибо, недалеко от Белена (город и порт на севере Бразилии, столица штата Пара — примечание редакции). Из-за ошибки диспетчера — а это была женщина — чуть было не произошло столкновение на земле. Она ошибочно дала мне команду на посадку в то время, когда такой же манёвр совершал другой самолёт. Однако я успел заметить опасность, пришлось резко тормозить, чтобы не ударить ему в хвост, и мы разминулись буквально в нескольких метрах друг от друга. Аварии удалось избежать.
— Что вы можете сказать о трагедии с «Боингом», который разбился в Казани? Что, по-вашему, могло произойти?
— У авиационных специалистов бытует мнение, что к таким авариям приводит не одна причина. Авиакатастрофы происходят в результате цепочки событий, так или иначе влияющих на возникновение и развитие аварийной ситуации. Здесь многое зависит от пилота, его умения быстро и правильно оценить положение и предотвратить те или иные опасные моменты. Сейчас никто не назовет истинных причин: пока отсутствует информация о многих важных деталях происшедшего. Но из того, что я видел и слышал, могу предположить, что имели место ошибки экипажа.
— А каков максимальный ресурс полетов Боинга-737?Самолет, разбившийся в Казани, эксплуатировался уже больше 20 лет.
— Вы знаете, эксплуатация самолета после того, как он выпущен с завода, понятие, в общем-то, относительное. Если машина используется по всем правилам, если своевременно проводятся наблюдения за усталостью металла и материалов, из которых она сделана, а также все другие необходимые регламентные работы, то она может быть пригодна для полетов в течение очень продолжительного времени.
— МАК: Стандартов по «старым» и «новым» самолетам не существует
— Вы — автор книги «Почему падают самолеты». Название говорит само за себя. Ответ на этот вопрос нашли?
— Исходя из своего опыта, могу сказать, что катастрофы с самолетами происходят чаще всего из-за жесткой эксплуатации, от жадности, от того, что из них пытаются выжать все по максимуму только с одной целью — как можно больше заработать. Самолеты падают из-за сверхприбылей, к которым стремятся те, кто их эксплуатирует.
— Среди авиапассажиров существует поверье, что нельзя садиться в самолет после того, как он побывал в ремонте.
— В какой-то степени, эти опасения можно понять. Сроки эксплуатации самолета, ремонт и замена каких-то узлов, деталей, конечно, сказываются на состоянии всей машины. Самолет — не человек, но и у того, и у другого есть определенные пределы возможностей. На мой взгляд, именно это мало кого интересует, когда речь заходит о дополнительной работе, об увеличении нагрузки.
Перейдем от самолета к пилоту. Физиологические и психологические аспекты его состояния должны быть всегда в центре внимания владельцев авиакомпаний. Меня, честно говоря, угнетают выводы специалистов о том, что в той или иной аварии виноват человеческий фактор. А кто мешал досконально проверить состояние пилота, всего экипажа еще до полета, чтобы избежать катастрофы? Это, к сожалению, мало где делается или не делается вообще.
Надо предусмотреть для пилотов оптимальные предполетные условия, так как любой полет — трудная работа. Поинтересуйтесь, наконец, его семейными обстоятельствами, если это необходимо, потому что психологическое состояние командира корабля — архиважный элемент авиационной безопасности. Нельзя упускать никаких проблем, в том числе эмоциональных, финансовых. Все важно, все влияет.
— Настолько полна информация «черных ящиков» для выяснения причин катастрофы?
— Благодаря им мы получаем информацию о важнейших параметрах: скорости и высоте полета, количестве топлива, даже влиянии гравитации и многом другом. Но это все относится к технике. А как отследить состояние пилота в критические моменты полета, работу его мозга? Если бы такие устройства существовали, то в авиации можно было бы избежать множества инцидентов, аварий и катастроф.
Все чрезвычайные ситуации, которые возникают в полете — зона ответственности командира корабля и экипажа. Поэтому самый главный вопрос авиационной безопасности — подготовка пилотов, всесторонняя подготовка.
Все материалы об авиакатастрофе в Казани можно прочитать здесь.
Комментарии
Читайте также
Венесуэла предъявит ультиматум США
52
В Венесуэле скончался «похищенный» Мадуро экс-министр нефти
1
Мадуро назвал встречу с Путиным самой полезной
3
Пять человек стали жертвами стрельбы в Бразилии
Последние новости
ABC (Испания): почему прилетевшие в Венесуэлу российские бомбардировщики представляют собой угрозу?
Мадуро сравнил оппозиционный парламент Венесуэлы с мусором
Боливарианский альянс для народов Америки призвал к укреплению региональной интеграции