Далее:

Чисто лесковское убийство: смотрим «Леди Макбет»

Чисто лесковское убийство: смотрим «Леди Макбет»
Фото:
Это не мейнстрим — не комиксы, не комедия и не боевик, и адресован он не широкому кругу зрителей. Судите сами: снят он в Великобритании, родине Шекспира, автора знаменитой трагедии «Макбет». Увидев название «Леди Макбет» и девушку в платье викторианской эпохи на афише, логично предположить, что создатели ленты основывались на шекспировской пьесе, пусть даже перенеся ее в другие времена, как это нередко делается сейчас. Но вот сюрприз — фильм поставлен не по Уильяму нашему Шекспиру, а по Николаю Лескову, еще более нашему, российскому. В основу фильма легла его повесть «Леди Макбет Мценского уезда», которую и среди россиян не все читали, что уж говорить про британцев! Но это пусть они там удивляются да разбираются, а мы постараемся не пропустить английское прочтение русской классики. Почему Лесков? Думается, создателей привлекла эта история благодаря ее универсальности. Из классической драмы девятнадцатого века сделали вполне современный триллер, не изменив ее сути. Нам показывают «прелести» патриархального общества и убойную во всех смыслах силу распрямления зажатой пружины. Домостроевско-крепостническая Россия или викторианская Англия — в любой стране униженная и доведенная до крайности женщина способна на отчаянные поступки.
Для кого Для киноманов, любителей реалистичной и лаконичной актерской игры, красивых кадров, «гринппинских трясин» и литературных головоломок.
Главная мысль «Ты ж на меня от тоски бросилась-то! Все одна да одна — тоже, поди, не сахар!» © «Любовь и голуби»
О чем
«При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. В гости она езжала мало, да и то если и поедет она с мужем по своему купечеству, так тоже не на радость. Народ все строгий: наблюдают, как она сядет, да как пройдет, как встанет; а у Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого. Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, — опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется — опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться… Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания».
Эта цитата из лесковской повести дает понять, какова была жизнь героини фильма. Юная Кэтрин была «куплена», по собственному выражению ее не очень здорового на голову мужа, вместе с небольшим клочком земли в качестве приданого. Сюжет широко известен, так что не будет спойлером сказать, что женщина завела роман с одним из рабочих в ее хозяйстве, а поскольку до феминизма и разводов в Британской империи было еще ой как далеко, адюльтер привел к нескольким трагическим событиям. Любовь стала для девушки не самоценностью, а бунтом, на месте Себастиана-Сергея мог оказаться кто угодно. Создатели фильма, чтобы сделать его как можно более напряженным и шокирующим, внесли серьезные изменения в сюжет, набор персонажей и характер героини. Но история от этого не потеряла правдоподобия.
Фильм «Леди Макбет» — второй полнометражный фильм английского режиссера Уильяма Олдройда (кстати, предыдущий, «В центре зла» — совместного производства с Грузией, похоже, этот кинодеятель тяготеет к странам СНГ). Критики по-разному оценивают его работу — от «дерзкий и гениальный» («Elle») до «фильм, которому Николай Лесков сильно мешает» («Российская газета»). Многие говорят: это не Катерина. Но она и не обязана быть Катериной — это Кэтрин! Вспомним Пушкина, который в ответ на вопрос, как продвигается сочинение Евгения Онегина, ответил: «Представляете, Татьяна отказала Онегину! Я от нее этого совсем не ожидал!». Здесь та же история. Персонаж зажил своей жизнью, отличной от прототипа. И повторюсь — это вполне достоверное развитие событий. Исполнительнице главной роли Флоренс Пью — мое почтение. Эта молодая актриса («Леди Макбет» — ее третья киноработа и вторая главная роль) достойно справилась с задачей показать серьезную эволюцию персонажа в четырех стенах, в условиях малоразговорчивости.
Окружающих ее мужчин, их характеры, амбиции, равнодушие и мелкость исполнители также показали весьма выразительно. «Вы сами создаете чудовищ, от которых потом ужасаетесь», — вот что хочется сказать представителям сильной половины человечества, показанным в фильме. Приятно, кстати, видеть в кадре колоритный профиль ветерана экрана Кристофера Фэйрбенка, знакомый нам по «Бэтмену», «Пиратам Карибского моря», «Пятому элементу» и почти сотне других киноработ.
Фильм слегка феминистский, антирасистский и гуманистический, хотя и напичкан жутью. Потому что показывает цену и важность свободы. «Мы сделали это, потому что хотим быть вместе и быть теми, кто мы есть», — говорит героиня. То, чего хочет Кэтрин-Катерина, — это, по сути, так мало! И практически невозможно в условиях патриархата и духовных скреп британской штамповки. «Одиночество и раздумья — и вам полегчает», — этот очевидно тупой совет дает местный священник подавленной и несчастной женщине. Она же, напротив, берет все в свои руки. И хотя имение погрузилось в ад — ей самой явно полегчало. Что ж, вот вам фильм, а в нем намек — добрым молодцам урок!
Совет Не берите в кино детей.
Оставить комментарий