Войти в почту

Знаменитый пианист Мишель Берофф дал сольный концерт в Москве

Более 20 лет Мишель Берофф — эксклюзивный артист EMI Records, пятикратный обладатель приза Grand Prix du Disque — главной французской награды в области звукозаписи — пианист, записавший более 50 альбомов. Среди них на первом месте стоят полные собрания фортепианных сочинений Оливье Мессиана и Клода Дебюсси, композиторов наиболее близких музыкантскому мышлению Мишеля Бероффа. В 2006 году на японском телевидении NHK пианист осуществил запись 15 фильмов с мастер-классами, посвященными исполнению французской музыки. Его наставницей в Парижской консерватории была Ивонн Лорио, ученица и жена Оливье Мессиана. С отличием окончив консерваторию в 1966, в следующем же году он получил Первый приз на Первом международном конкурсе Оливье Мессиана в Руайане. Это определило его судьбу. И по сей день Берофф – непревзойденный интерпретатор мировоззренческой и музыкальной вселенной Мессиана. В программе московского вечера были заявлены лучшие из лучших, "ключевые" произведения французской фортепианной музыки, которые идеально составили "пазл" исторической ретроспективы. От Габриэля Форе к Морису Равелю и Клоду Дебюсси, от Сезара Франка к Оливье Мессиану. Именно так Мишель Берофф выстроил два отделения своего концерта. Удивительным образом пианист преподнес музыку Форе, как абсолютную предвестницу Равеля. Принадлежащие к разным эпохам и стилям, два композитора оказались несомненно родственниками-галлами. Изящность фактуры, зыбкость мелодического пространства, французская тонкость гармонических ароматов отличают музыку и Форе, и Равеля. Ноктюрн ре-бемоль мажор Форе у Бероффа прозвучал почти импрессионистски, с использованием тончайших полутонов нюансировки в сочетании с мастерской педализацией. А исполнением следующей пьесы “Игра воды” Равеля пианист усилил эффект "родства". Показалось, будто Равель даже воспользовался готовой фактурой Форе. И порядок авторов пианист, вероятно, сознательно выбрал именно такой. Дебюсси считается "старшим" братом Равеля в истории музыки. Но три пьесы Дебюсси: “Маски”, “Из тетради эскизов” и “Остров радости” – прозвучали после двух известнейших пьес Равеля “Игра воды” и “Павана на смерть инфанты”. Обычно в концертах играют наоборот. Фото: Bach Cantatas Website Дебюсси – вершина музыкального импрессионизма. “Остров радости” – квинтэссенция стиля, пик творчества композитора. Яркое и сочное, виртуозное и эффектное, наполненное живописной игрой света и тени, это импрессионистское полотно у Бероффа вобрало в себя все краски художников Монмартра. Необыкновенное восхищение вызывало искусство педализации пианиста. Владение всеми градациями глубокой педали, полупедали, незаметной подменой, сочетанием длинной и короткой создавало бесконечное количество красок и их оттенков. Для стиля импрессионизма – педаль как выразительное средство важна как нигде. Мишель Берофф – признанный мастер, знаток, эксперт – был приглашен в качестве редактора в новом издании фортепианных произведений Дебюсси в издательстве Wiener Urtext. Второе отделение концерта выстроило другую арку преемственности и родства французской музыки. Франк Прелюдия, хорал и фуга и Мессиан из цикла “Двадцать взглядов на младенца Иисуса”: № 19 “Я сплю, а сердце мое бодрствует”, № 20 “Взгляд Церкви любви”. И Франк с Мессианом, а также Форе были блестящими органистами-импровизаторами. Считается, что творчество Мессиана стоит особняком в общем ряду французских композиторов. Мессиан – это собственный стиль. И тем не менее, он порожден всеми предшественниками. Мощная органность накладывается на переплавленный звукописный импрессионизм. Для очень многих стихия Оливье Мессиана остается загадкой до сих пор. В исполнении Бероффа эта музыкальная вселенная становится предельно ясной и понятной. Одному ему известными способами пианист доносит до слушателя как абсолютную истину присутствие всего сущего. Голоса птиц, звуки природы, космоса, божественного мироздания. В Бероффе сливается творец-художник в трех ипостасях – Бог, композитор, пианист. Это воистину "взгляд" Церкви любви на Остров радости. “Двадцать взглядов на младенца Иисуса” Мессиан написал для своей ученицы, жены и первой исполнительницы этого цикла Ивонн Лорио. Преемственность французской исполнительской школы в лице ее ученика Мишеля Бероффа сохранила для современных слушателей удивительно-волнующую, непостижимо-прекрасную музыку Мессиана. Связь и преемственность в искусстве – залог его развития и взлета. В концерте Леонарда Бернстайна "Посвящение Стравинскому" на годовщину смерти русского композитора солистом был приглашен француз Мишель Берофф в лондонский Альберт-холл. Валерий Гергиев пригласил французского мэтра Мишеля Бероффа в жюри конкурса им. Чайковского в Москву.

Знаменитый пианист Мишель Берофф дал сольный концерт в Москве
© Ревизор.ru