Войти в почту

Главный "якудза" японского кино: Такеши Китано отмечает 70-летие

Официант, грузчик, лифтер, комик в стриптиз-баре – кем только не работал классик японского кинематографа. Мать хотела, чтобы Такеши стал математиком, но из университета его выгнали за прогулы, так что образование Китано получал на улицах Токио. Сегодня он не только признанный мэтр мирового кино, но также востребованный актер, писатель, художник и телеведущий. Юбилей самого разностороннего азиатского режиссера – хороший повод вспоминить о том, как менялся творческий стиль Китано на примере семи его картин. Первая картина Китано, получившая признание на Западе и четвертая – в его фильмографии. Китано сам написал сценарий "Сонатины" и исполнил главную роль – опытного токийского якудзы Муракавы, которого боссы японской мафии посылают в Окинаву урегулировать кровавый конфликт между местными бандитскими кланами. Китано часто рассказывает, что жил в рабочем районе и среди его соседей было полно якудза. Поговаривали даже, что и отец будущего режиссера был вовсе не маляром. Так или иначе, атмосферу жестокости Китано смог передать как никто другой. Несмотря на обилие сцен насилия, фильм о дружбе и долге в гангстерской среде, был хорошо принят критиками и зрителями. Впоследствии автор признавался, что только после "Сонатины" у него появилось чувство, что он освоил первый этап обучения режиссерскому делу. В 1994 году Китано попал в чудовищную аварию на мотоцикле. У режиссера парализовало половину тела, хирургам с трудом удалось восстановить работу лицевых мышц, но следы ранений заметны до сих пор. Западная пресса не верила, что Китано встанет на ноги, а тем более вернется к работе, но он удивил всех.Однако через уже 3 года он снял культовую криминальную драму, которая закрепила его статус в мировом кино. "Фейерверк" принес режиссеру "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля и еще два десятка солидных наград. Сюжетно эта лента перекликается с "Сонатиной". Главный герой – отставной полицейский, снова сыгранный самим Китано, также беспощадно жесток к врагам, но при этом самоотверженно заботится об умирающей от лейкемии жене и бывшем коллеге-инвалиде. Примечательно, что картины, которые в фильме пишет калека, принадлежат кисти Китано. Сам режиссер увлекся живописью после аварии. Эта картина стоит особняком в фильмографии Китано, хотя бы потому, что сделана в непривычно трогательной и красочной манере. Вместо жестоких криминальных разборок – три лирические истории любви, снятые по мотивам пьесы классика японского театра Тикамацу Мондзаэмона. Конечно, и тут не обошлось без немотивированного насилия. В первой балладе герой пытается покончить с собой, во второй погибает от рук наемного убийцы, а в третьей – его сбивает машина. Тем не менее, в "Куклах" Китано сосредоточен на символизме и визуальной красоте кадра. Костюмы к фильму создал известный дизайнер и друг Китано Йодзи Ямамото. Картина была представлена на Венецианском кинофестивале, но отзывы были достаточно сдержанные. Всего через год после "Кукл" Китано триумфально вернулся в Венецию с еще одной необычной картиной. "Затойчи" – полнометражная пародия на популярный японский сериал про слепого массажиста-самурая. Китано снова вернулся в кадр, преобразившись в блондина с красной тростью, из которой он ловко выуживает меч. Это первое обращение режиссера к историческому прошлому Японии – действие происходит в XIX веке. Вряд ли стоит этот фильм рассматривать как серьезную историческую ленту о самурайской жизни. Это скорее водевиль, полный черного китановского юмора. Публика и профессионалы такое смешение жанров оценили: "Затойчи" получил четыре награды Венецианского кинофестиваля, включая приз зрительских симпатий. Идею этого фильма Китано вынашивал почти 10 лет. Неудивительно, что картина получилась очень личной, если не сказать автобиографичной. Само название "Такешиз" – игра слов, основанная на имени автора. Лента рассказывает о режиссере, страдающем раздвоением личности. Одна его ипостась – популярная телезвезда брюнет Китано, вторая – неудачник-кассир из маленького магазинчика. В снах главного героя, которого, конечно, сыграл сам Китано, персонажи хаотично меняются местами: двое людей будто видят сны друг о друге. Вот только отличить, что сон, а что реальность не может уже ни режиссер, ни зрители. Еще одна версия автобиографии Китано, но на этот раз в жанре комедии. "Ахиллес и черепаха" – заключительная часть своеобразной трилогии, начатой с "Такешиза". В этой картине режиссер размышляет о процессе создания оригинального творческого произведения. Главный герой Матис – художник, мечтающий о признании. Он всю жизнь упорно идет к цели, но эти старания ни к чему не приводят. Ахиллес не может догнать черепаху, он лишь становится всё более комичным и жалким. Лента была номинирован на "Золотого льва" в Каннах. В этой картине Китано после длительного перерыва вернулся к любимому зрителями жанру фильмов о якудза. Криминальная драма "Беспредел", также известная под названием "Ярость", рассказывает об переменах в мире японской мафии. Кодекс чести и почти ритуальная жестокость отходят в прошлое, место движущей силы в гангстерской иерархии занимают деньги. Китано играет опытного якудзу Отомо, который наблюдает, как коррупция и предательство убивают романтический миф о бандитах. Фильм был номинирован на "Золотую пальмовую ветвь" и собрал огромную кассу в японском прокате, что несвойственно фильмам Китано, которые далеки от мейнстрима даже на родине режиссера. Через два года Китано снял первый в своей жизни сиквел "Полный беспредел" или "За гранью ярости" и уже готовит продолжение киносаги.

Главный "якудза" японского кино: Такеши Китано отмечает 70-летие
© AP