Почему дети так хотят быть похожими на супергероев

Колумнист «Летидора» Ольга Маховская объясняет, что стоит за желанием детей обладать суперспособностями.

Почему дети так хотят быть похожими на супергероев
© Letidor.ru

Психолог в своих предыдущих колонках рассказывала, почему так важно давать ребенку возможность помогать; зачем учить детей дружбе и почему умным женщинам не везет в личной жизни. Пришло время для новой статьи и новой темы.

Практически каждый ребенок в какой-то момент начинает подражать своему любимому персонажу – книжному, сказочному или мультипликационному. О чем говорит стремление детей быть похожими на супергероев и чему они могут научить?

Об этом «Летидору» рассказала психолог Ольга Маховская.

Увлечение супергероями у детей обычно проходит волнообразно, в несколько этапов. Первый наступает в возрасте 3–6 лет, когда ребенок начинает испытывать острое чувство детской беспомощности и впервые сталкивается со страхом смерти. Из этих до конца не оформившихся еще тревог произрастает подсознательное желание походить на сильного взрослого – чаще всего, конечно, маму или папу.

В детском представлении родители практически супергерои: ловкие, всемогущие, способные делать то, что не может сам ребенок.

У них есть свои ритуалы, которые ребенку кажутся необычными, почти магическими, хотя это может быть банальное бытовое действие.

Поскольку многое еще лежит за пределами детских возможностей, в этом возрасте супергероями увлекаются одинаково и мальчики, и девочки. Необычные персонажи, обладающие сверхспособностями, помогают преодолеть подспудное ощущение собственного бессилия и страх смерти. Так, практически все супергерои никогда не погибают даже в немыслимых условиях, что успокаивает и внушает веру в счастливый исход даже в безнадежной ситуации.

Второй этап увлечения супергероями приходится на возраст примерно 9-11 лет, когда происходит идентификация по признаку пола. В этот период мальчики гораздо больше интересуются всемогущими персонажами: их привлекает сила, ловкость, умение защищать слабых, помогать тем, кто оказался в беде. Функция защиты традиционно больше соотносится с мужской ролью – даже в сказках именно прекрасным принцам и рыцарям необходимо преодолеть нелегкий путь, чтобы спасти Спящую Красавицу или заточенную в башне принцессу.

Хотя в современном мире, конечно, бывают и исключения: хрупкие героини спасают не только себя и свою семью, но заодно и целый мир.

Это обостренное чувство справедливости, которое движет супергероями, может помочь ребенку развить эмпатию, отзывчивость, научить его ценить взаимовыручку и дружбу, поскольку у положительных персонажей обычно есть команда или напарник, на которого он всегда может положиться.

Вместе с тем на примере супергероя легко объяснить ребенку необходимость преодолевать трудности: даже те персонажи, которые получают сверхспособности случайно или просто находят некий волшебный артефакт, все равно каждый день сталкиваются с вызовами, которые требуют морального и физического напряжения.

Жизнь супергероя – это психологический марафон на выносливость, установка на мощное преодоление и саморазвитие, поскольку с тех, кому дано больше, и спрашивают больше.

Также стоит рассказать ребенку, что недостаточно просто надеть плащ или взять в руки волшебную палочку: всемогущество кроется не в атрибутах, а во внутренней силе героя, в его желании стать лучше и сделать мир вокруг себя лучше.

Например, маленький мальчик Кей О из нового мультфильма Cartoon Network «Окей, Кей О. Будем героями!», который всю жизнь мечтал стать супергероем, но при этом не сидел сложа руки, а решил начать с малого и пошел работать в магазин, где продавались настоящие волшебные артефакты. Поэтому именно от Кей О, а не от его сверстников, будут ожидать, что он сразится со злодеем – потому что видят в нем это стремление помочь и защитить.

Кстати, даже если супергерой не одерживает победу, его обычно поддерживают, поскольку он действовал, несмотря ни на что. И эта попытка очень важна.

Так, в игровой форме супергерои учат детей не сдаваться раньше времени и всегда выбирать движение вперед, даже если оно кажется бессмысленным или вызывает у окружающих только улыбку.

Родители могут взять на вооружение еще один прием: если ребенок слишком увлечен супергеройской идеей, не стоит ее гасить и подавлять. Наоборот, стоит с ним согласиться и сказать: «Да, ты супергерой. Это значит, что ты можешь сделать то, чего не могу я, верно? Сегодня я не могу убраться в твоей комнате – придется призвать на помощь твою суперспособность».

Помимо этого, в некоторых случаях чрезмерный интерес к персонажам, обладающим невероятными способностями, может служить сигналом для родителей: вероятно, ребенка сверх меры контролируют или опекают, подавляют или держат в рамках, из которых он стремится вырваться, стать сильнее и самостоятельнее.

В целом же родителям стоит набраться терпения и с пониманием относиться к новому кумиру ребенка, ведь такие персонажи помогают осознать важность традиционных ценностей: справедливости, смелости, ответственности за свои поступки, доброты и честности.

Ольга Маховская – психолог-исследователь, кандидат наук, сотрудник Института психологии РАН и ВГИКа. В рамках международных научных программ России, Франции, США проводит различные исследования и читает лекции по всему миру. Являлась директором по содержанию телевизионного образовательного проекта «Улица Сезам» в России, проводила международные круглые столы в Париже, Москве, Сиэтле, вела собственную программу для родителей.

Ольга Маховская часто выступает на телевидении, радио, площадках тренинговых компаний. Автор бестселлеров для родителей «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить?», «Американские дети играют с удовольствием, французские по правилам, а русские — до победы», «Думай как ребенок. Поступай как взрослый», «Тайны предметного мира ребенка», «Как воспитать успешного и счастливого ребенка», «Сто ошибок родителей, которых легко избежать» и других. Они переведены на разные языки мира.