Далее:

В большое плавание. Психолог - о том, как готовить ребёнка к саду и к школе

В большое плавание. Психолог — о том, как готовить ребёнка к саду и к школе
Фото:
В плену у страха
Татьяна Баланцева, vlad.aif.ru: — Надежда Владимировна, ивановские чиновники рапортуют, что очередей в детский сад почти нет. Рады ли этому родители? И с охотой ли малыши идут в детские учреждения?
Надежда Моторина: — Я помню, как привыкала к яслям. Это было тяжело, проблемно, потому что была очень привязана к маме. Не отпускала теснейшая эмоциональная связь. Я и мои родители оказались не готовы к детскому саду. В годы моего детства такая болезненная адаптация была исключением из правил. А сейчас всё наоборот. Малыши от полутора до 3 лет привыкают к детскому саду с трудом. Это тревожная тенденция. Наверняка родители и рады месту в яслях для своего ребёнка, но не все психологически готовы отдать туда малыша.
Т. Б. : — Почему? Есть веские причины?
Н. М. : — Причины действительно серьёзные. Наши мамы стали очень тревожиться за своих детей. Мы смотрим новости, читаем форумы, слушаем истории соседей во дворе, и у нас невольно возникает желание привязать к себе ребёночка поближе. Чтобы он всегда был в поле зрения, чтобы с ним ничего не случилось. Так развивается симбиотический тип привязанности. Это термин из биологии, обозначает слияние двух клеточек. Проще говоря, это теснейшая эмоциональная связь, которая налагает отпечаток на современных детей. Мама спокойна, когда ребёнок рядом, при ней. Но для малыша это имеет отсроченные последствия, ведь мама не формирует у него базового доверия к миру. А это очень важно.
Т. Б. : — Но ведь тревожность родителей вызвана объективными факторами. Время сейчас такое: доверять никому нельзя. В садике много детей, за ребёнком могут не уследить — набьёт шишки, подхватит вирусы…
Н. М. : — Понять родителей можно. Но сейчас развитие таких тесных эмоциональных связей характерно и для детей дошкольного возраста. Даже для шестилетнего ребёнка мама становится гарантом безопасности. Как он ощущает себя в коллективе, когда рядом нет мамы? Одинок, брошен, неуверен, боится. Потому что у него не сформировано базового доверия к миру. А потом, без мамы, он как без рук. Потому что очень часто мы не формируем у своих детей навыков самостоятельности. Одеваем, убираем за ними игрушки. В начальной школе собираем портфель, записываем задание. Обратила внимание, что далеко не все первоклассники могут самостоятельно одеться! Причина родом из детства, когда в ребёнке не развивали самостоятельность.
Рецепт благополучия
Т. Б. : — Надежда Владимировна, подскажите, как готовиться к детскому саду?
Н. М. : — Главное — спокойствие. Потому что настрой и психологическое состояние мамы передаётся ребёнку. Что мы часто видим? Мама отправила малыша в группу, он плачет. А она вышла на улицу и плачет сильнее него. Это невероятная сильная тревога, безусловно, отразится и на ребёнке, не в лучшую сторону. Поэтому готовимся психологически. Это, во-первых. Второй момент: если ведёте ребёнка в организованный коллектив, доверяйте педагогам. Это раньше в воспитатели шли продавцы и торговые представители. Сейчас закон нас поставил в такие жёсткие рамки, что педагоги не имеют права работать без аттестации, без определённого уровня образования, квалификационных требований. Что на практике? Чрезмерно много претензий в адрес воспитателей. Самая частая — невнимательность. Бывает, мама уверяет педагога, что её ребёнок ест только домашнюю пищу. И просит принести в садик в контейнере свою пищу. Педагог объясняет: мы не можем принять ваш контейнер с невероятно вкусным борщом, потому что у нас свои требования к организации питания, свои нормы и правила. Родительница обижается. Отношения выстраиваются очень сложно.
Т. Б. : — Как грамотно и максимально результативно поступать родителям, когда ребёнок, например, пришёл из сада домой с синяками? Когда назревает конфликт с воспитателем?
Н. М. : — Я помню только одного педагога в детском саду. Этот человек помог мне адаптироваться. Я уверена, и меня никто не сможет переубедить, что в адаптации ребёнка к детскому саду ключевую роль играет воспитатель. Тот человек, который сможет обеспечить малышу эмоциональный комфорт. И рецепт благополучия матери и ребёнка — это грамотное взаимодействие с воспитателем. По-научному — эффективная коммуникация. К педагогу приходите не с миллионом претензий, а чтобы наладить с ним контакт. Побеседуйте, предложите свою помощь или попросите его консультации и поддержки. Отбросьте в сторону свои амбиции и лишние эмоции. Любую ситуацию можно разрешить, не доводя её до конфликта. Та же самая рекомендация для родителей первоклассников.
Т. Б. : — Так ведь это самое сложное — без лишних эмоций и амбиций!
Н. М. : — Период адаптации к детскому саду и к школе — переходный. Чтобы достойно с ним справиться, нужно набраться терпения и мудрости, эмоционального равновесия. Потому что малыш общается на уровне эмоций. И когда мама не может установить в себе баланс и равновесие, то передаёт ему весь негатив.
Кумир семьи
Т. Б. : — «Нынче в школе первый класс вроде института». Слова известной песни. На школу настраиваемся вместе с ребёнком?
Н. М. : — Обязательно! Ещё очень важно, чтобы к 7 годам у ребёнка была сформирована эмоционально-волевая и произвольная сфера. Это то, что он делает с участием воли. Почему традиционно дети шли в школу к 7 годам? Потому что к этому времени созревали мозговые структуры, которые отвечают за произвольную сферу. У сегодняшних детей дефицит этой произвольной сферы. Например, надо написать четыре строчки палочек и крючков. Первоклассник не хочет. Да ему и на физиологическом уровне это тяжело. Потому что мама в своё время не предоставляла ему некоторую степень самостоятельности. Завязывала за него шнурки, и ручки у ребёнка не работали, мелкая моторика не развивалась. Заправляла за ним кровать и убирала после него игрушки и посуду, и ребёнок не знает, что такое «надо». Многие, особенно одинокие женщины, растят ребёнка как кумира семьи. Часто все обязанности выполняют за них. И вот результат.
Т. Б. : — А что делать с крючками-то? Их всё равно нужно писать!
Н. М. : — У многих детей врачи отмечают задержку развития. Касается это, в том числе, и действий, которые нужно выполнять с помощью воли. У детей не получается — они начинают плакать. А мамы используют два способа: оставить ребенка в покое («Ну и не делай!») либо заставить любой ценой. Оба варианта — неправильные. Заставить силой — значит, не учитывать особенности ребёнка. Между тем, есть волшебная фраза: «А давай писать вместе». И дозируем, сколько школьник может сделать. Так же учимся читать. Садимся рядом и сначала листаем, смотрим картинки в книге. Потом, когда у ребёнка есть навыки слогового чтения, мама начинает читать слово, а дочка или сын дочитывает его. И обязательно хвалите вашего ученика, поддерживайте интерес к знаниям. А мы как хотим? Дать книжку ребёнку и пойти свои дела на кухню делать. А потом требуем результат.
Т. Б. : — И расстраиваемся, ругаемся, когда результат не соответствует ожиданиям…
Н. М. : — Своих детей важно любить и ценить уже только за то, что они у нас есть. В психологии это называется безусловное принятие. А вот чтобы ребёнок добился успехов — наша с вами задача и непосредственная обязанность. И делать это нужно с первых дней жизни малыша.
Оставить комментарий