В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Илон Маск против Тима Кука и за свободу слова. Комментарий Георгия Бовта

Основатель Tesla вступил в конфликт с . В целой серии твитов, начавшейся с прямого обращения к гендиректору «яблочной» компании , Маск заявил, что та убрала почти всю рекламу на платформе и «без объяснения причин» угрожает убрать Twitter (заблокирован в РФ) из App Store. Также он раскритиковал комиссию магазина приложений в 30% и обвинил корпорацию в удушении свободы слова. App Store является крупнейшим каналом продвижения Twitter. Если платформу действительно удалят из магазина, она потеряет потенциальный доступ более чем к 1,5 млрд мобильных устройств по всему миру.

Илон Маск против Тима Кука и за свободу слова. Комментарий Георгия Бовта
Фото: BFM.RUBFM.RU

Видео дня

Борьба Маска с «яблочным» IT-гигантом для среднего американского обывателя выглядит не просто как схватка Давида и Голиафа, если обыватель знает, кто это такие, но и как почти священная борьба вокруг свободы слова. Во всяком случае, именно так ставит вопрос. По его словам, одним из мотивов покупки Twitter за 44 млрд долларов было освобождение его от цензуры. Новый владелец, разогнавший топ-менеджмент и уволивший 3700 рядовых сотрудников, теперь грозит опубликовать внутренние инструкции, якобы такую цензуру предписывавшие.

В свою очередь, многие рекламодатели либо приостановили размещение рекламы на платформе, не понимая новых алгоритмов ее работы и в каком смысловом контексте там может оказаться их реклама, либо полностью остановили сотрудничество с новой «игрушкой» харизматичного миллиардера. Противники Маска теперь пишут, что Twitter, мол, наводнила порнография, включая детскую, а также туда понабежали сторонники Трампа. Поэтому, дескать, приличным рекламодателям там теперь не место.

Корпорация Тима Кука в первом квартале текущего года, когда Маск еще не купил платформу, была самым крупным рекламодателем Twitter, истратив на это 48 млн долларов, ее доля была 4%. Однако, помимо Apple, размещение рекламы теперь приостановили такие гиганты, как Volkswagen, , сеть ресторанов мексиканской кухни Chipotle и ряд других. Наверное, их тоже можно обвинить в том, что они душат свободу слова по версии Илона Маска. В то же время, когда начинают напирать на тезис о свободе слова, хочется немножко покопаться в деньгах. Тем более что в американской прессе вы не встретите разбора конфликта Маска с рекламодателями именно в таком контексте.

Между тем из всех вышеприведенных компаний — крупных рекламодателей Twitter разве что у фармацевтической Pfizer политические пожертвования в последние два года распределены примерно одинаково между республиканцами и демократами: примерно по 350 тысяч долларов в пользу федеральных кандидатов от тех и других с небольшим перевесом в пользу республиканцев. Правда, пожертвования сенаторам-республиканцам именно в текущем году снизились в объеме, уступая суммам в пользу сенаторов-демократов в два раза.

Пожертвования Volkswagen в 2020 году в пользу демократов в десять раз превышали суммы в пользу республиканцев, а в текущем году — в два с половиной раза. Впрочем, Volkswagen, как и , убравший свою рекламу из Twitter, еще и конкуренты Tesla. Рестораны мексиканской кухни в 2020 году дали демократам в 3,5 раза больше денег, чем их соперникам, а в нынешнем — в девять раз больше. Что касается Apple, то компания из калифорнийского в этом году успела потратить 1,3 млн долларов на политические пожертвования. Из них лишь 90 тысяч ушло национальному комитету , остальное — кандидатам и в общепартийную казну демократов. Из числа других крупных рекламодателей, приостановивших размещение в Twitter, разве что еще сеть магазинов Kellog's распределяла пожертвования равномерно между двумя партиями, прагматично ориентируясь на конкретную ситуацию в конкретных штатах.

У корпорации Apple уже был недавний опыт удаления приложения из App Store по политическим причинам: в прошлом году такая судьба постигла американский сервис микроблогов и соцсеть Parler, популярную среди правых консерваторов и позиционировавшую себя как альтернативу Twitter. Позиция была восстановлена лишь после уступок Тиму Куку по части модерации контента.

Маск на недавних промежуточных выборах открыто поддержал республиканцев и восстановил аккаунт Трампа. Так что он сейчас воюет не столько и не только за свободу слова и против либеральной цензуры, сколько против истеблишмента и ее спонсоров. В своей борьбе он готов зайти даже так далеко, чтобы создать собственный смартфон назло Тиму Куку и развивать альтернативные формы монетизации купленной платформы. Собственно, это вполне вписывается во всемирный тренд раскола IT-платформ и социальных сетей по политическому принципу.

Критики Маска среди представителей политического класса не хотят видеть в качестве «смягчающего обстоятельства» даже его продолжающуюся поддержку сети спутникового интернета Starlink для . Кстати, он еще в сентябре вел переговоры о возможности использовать эту сеть для экстренных звонков и сообщений посредством iPhone, но теперь об этом и речи нет. Starlink используется ВСУ для нанесения ударов по российским войскам, в частности для навигации беспилотников.

Starlink также активно помогала ВСУ во время обороны для ведения информационной борьбы против российской армии. По просьбе Киева Маск активировал сеть Starlink для Украины в феврале, хотя это не было предусмотрено планами. В апреле было поставлено пять тысяч терминалов для приема сигнала, из которых три четверти были куплены самим Маском. Сейчас на Украине работает более 23 тысяч терминалов. Однако эти заслуги Маска перед официальным Вашингтоном вторичны по сравнению с тем, что творится на внутренней американской кухне. Там ему спуску пока не дают.