Войти в почту

Что вместо ZOOM: эксперт рассказал, как новосибирские компании переходят на отечественный софт и сервисы

Процесс замены зарубежного софта на отечественный вызывает у пользователей не самые приятные ощущения. Эксперты считают, что это совершенно нормальная реакция, и по-другому быть просто не могло. Смена привычной цифровой среды – это дискомфорт в любом случае, даже если замена происходит на качественный аналог. Но аналитики признают, что с качеством действительно не всё гладко.

Что вместо ZOOM: эксперт рассказал, как новосибирские компании переходят на отечественный софт и сервисы
© Bfm.ru Новосибирск

Руслан Пермяков, заместитель директора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» в интервью BFM-Новосибирск рассказал о ключевых вопросах импортозамещения софта и сервисов.

- Есть возможность заменить самые популярные сервисы и ПО?

-Заменить возможно все. Вопрос только в том, сколько времени и денег мы готовы потратить на замену того иного функционала. Отрасль развивалась без малого 30 лет, это мы говорим про офисную цифровую среду, которая возникла в виде Microsoft Office, различных баз данных и так далее. И естественно за полгода-год всё заменить невозможно. У нас появляются программные решения, которые реализуют определенный функционал, который закрывает брешь, образовавшуюся после ухода с рынка западных разработчиков. Но остаются специфические отрасли, где проблемы есть.

-Что это за отрасли?

-Автоматизированные системы управления технологическими процессами, специфические высоконагруженные системы, корпортативные базы данных. Пока у нас не наработаны технологии, чтобы это заменить. Сложности более серьезные – аналитический софт для бизнес- аналитиков, big data, геоинформационные системы. Отечественного софта немного.

- Какие возможны решения?

-Все критически важные для страны сегменты будут либо заменены, либо мы перейдем на использование западного ПО без поддержки, без возможности выхода в интернет и соединения с производителем. Такое возможно. Когда мы говорим, что компании большие уходят с рынка, они как раз перестают поддерживать закупленное программное обеспечение, оно начинает потихоньку устаревать. И мы остаемся на том уровне, на котором произошла фиксация программного обеспечения. К тому же надо понимать, что рынок не настолько жестко перекрывает ходы пока.

-Если взять такую популярную в России платформу, как ZOOM, то есть у нее полноценные аналоги в России?

- ZOOM – хороший пример. Эта платформа интересна, потому там использованы передовые наработки Cisco. У них есть уникальные алгоритмы, которые при провисании связи на какое-то время сжимают звук и можно услышать, что человек начинает быстрее говорить. Для участника как бы прокручивается разговор, то есть связь постоянно удерживается. Таких технологий у конкурентов ZOOM я не знаю. Тот же Google не очень хорошо работает, Яндекс.Телемост тоже на слабых каналах показывает себя не очень хорошо. Но при этом я знаю минимум четыре программных продукта, которые заменяют ZOOM в определенных условиях. То есть связь там будет немного похуже, но это что называется непринципиально. Нет фишки, которая была у ZOOM, но общаться сможем. Я перешел на яндексовский телемост или цепляемся за те вкс, которые предлагают наши партнеры. И они все совпадают по функционалу, по цене.

-О прекращении работы в России объявил целый ряд компаний – разработчиков антивирусных программ. Для российских пользователей с этим связаны какие-то риски?

- Если говорить по антивирусам, то это не нам надо думать об импортозамещении, а другим странам. «Лаборатория Касперского», «Доктор Веб» - это российские компании. Больше можно ничего не говорить. С антивирусами нет проблем.

фото pixabay.com

- Могут ли возникнуть проблемы с операционными системами?

- По операционным системам существуют некоторые проблемы. Но, тем не менее, на отечественном рынке есть решения. Я пользовался несколькими нашими операционными системами, тем же BASEAlt (российские операционные системы «Альт»). Ест особенности, но вполне рабочая система. При любом переходе тебе какое-то время неудобно, потому что надо привыкнуть.

- Что будет с ценами?

-В целом дополнительные затраты возникнут. Но это не катастрофическая вещь. Организационные сложности возможны, нужно переучить людей. Бизнес будет испытывать неудобство в новой незнакомой экосистеме, но продолжать работу будет.