Бездна иллюзий: чем грозит человечеству увлечение виртуальной реальностью

Громкое заявление основателя одной из соцсетей о создании метавселенной, которая позволит окончательно стереть границы между реальным и виртуальным мирами, вызвало множество споров. Одни эксперты считают возможность жить, работать, учиться, создавать семьи, путешествовать и общаться преимущественно в виртуальном пространстве прорывом в сфере компьютерных технологий, другие опасаются негативных последствий для человеческой психики.

Бездна иллюзий: чем грозит человечеству увлечение виртуальной реальностью
© Вечерняя Москва

Иные, лучшие миры с идеальными условиями жизни, настроенными под личные потребности и желания каждого. Когда-то они казались сказкой, придуманной в разных версиях писателями-фантастами. Сегодня — почти реальность, хоть и виртуальная. Сел себе в кресло, напялил подаренные человечеству техническим прогрессом всякие там шлемы да очки, подключился к компьютеру… Все! Ты — тот, кем хочешь быть — телепортируешься в мир собственных грез. Просто, практично, утилитарно. И ученые умы твердят, что информационные технологии семимильными шагами приближают человечество к новой фазе развития. Мы, мол, становимся другими. Какими именно, впрочем, не объясняется, как и то, где нащупать грань между реальными нами и иллюзорностью представления каждого о себе.

Видео дня

Однако «будьте осторожны со своими желаниями — они имеют свойство сбываться», — предупреждал Воланд в булгаковском романе «Мастер и Маргарита». И вот сбылось. Но вопрос, станем ли мы счастливее, остается открытым.

Занять пространство

Обывателю, использующему всевозможные гаджеты в повседневной жизни, углубляться в технические детали, как там, в метавселенной, все устроено, не очень интересно. Ему конкретику подавай. А поди разберись, что такое «следующий шаг в эволюции социальных связей» или «набор виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать вместе с другими людьми, находящимися не в том же физическом пространстве, что и вы».

Интрига, закрученная после переименования известной соцсети в Мету, вызвала множество споров о фантастических перспективах по освоению виртуальной реальности. Выглядят они действительно заманчиво: объединенные в одном онлайн-пространстве сайты, соцсети, мессенджеры, игры и всевозможные приложения создадут некий нереальный мир, пребывать в котором станет легко и приятно любому интернет-пользователю. Секрет кроется в технологиях: в очках дополненной реальности, голосовых интерфейсах, систем управления жестами и прочими инновационными средствами. Благодаря им, по идее, наступает эра полного погружения человека в онлайн-пространство. Не выходя из дома, сидя в халате и новомодных виртуальных очках, с помощью своего анимированного отражения — аватара, разодетого в деловой костюм, можно без всяких усилий «телепортироваться» в офис и начать трудиться, общаясь с коллегами, прибывшими на работу подобным способом. Степень погружения в виртуальность зависит от того, насколько клиент готов оторваться от действительности. Кому-то захочется оказаться на берегу сказочного океана, а другому достаточно добавить к реальной обстановке на своем дачном участке пару-тройку единорогов.

Кстати, впервые термин «метавселенная» употребил в 1992 году писатель в романе «Лавина», где он описал концепцию виртуального мира, в котором люди проводят большую часть жизни. Главный персонаж, обычный доставщик пиццы, становится героем в виртуальности, спасая цифровой мир от вируса, что, впрочем, совершенно не меняет реальную жизнь протагониста. Он по-прежнему вынужден доставлять еду, платить за квартиру, что лишь мотивирует его проводить больше времени в виртуальности, где его ценят.

В комментарии к новости о создании метавселенной эксперт в области нейротехнологий Андрей Ивашенцев отмечает, что «практически все, что мы делаем сегодня в сети, глядя на экран мобильного или настольного устройства, мы будем делать в виртуальной трехмерной среде, которую уже создают в компании». По его мнению, уже сейчас для многих цифровые достижения и соцсети интереснее повседневной жизни, а то, как человек выглядит на фотографии своей интернет-страницы, важнее, чем его настоящая внешность.

В спорах о нашем будущем фантазии всевозможных специалистов и комментаторов тоже безграничны. Некоторые, например, высказывают мнение, что реальный мир стал тесен для человечества, а ресурсы Земли иссякают, поэтому давно, мол, пора «переезжать» в иные, виртуальные миры и осваивать в них пространство безграничных возможностей. И такие проекты уже есть.

Аргентинские разработчики создали проект «Децентрализованная земля». В это онлайн-пространство может зайти любой, приобрести участок «цифровой земли» и потом делать с ним все что заблагорассудится. Например, открыть интернет-магазин, расположить рекламный баннер или создать клуб по интересам, в котором можно будет познакомиться с другими пользователями платформы. Всего здесь выставлен на продажу 90 601 цифровой участок общей площадью 144 гектара. Это чуть меньше половины площади . Согласитесь, есть где разгуляться. Но приобрести цифровую недвижимость столь же накладно, как и реальную: если в момент запуска проекта разработчики просили по 20 долларов за место в виртуальном мире, то сейчас участок продается за сто тысяч.

— Попросту говоря, метавселенная — это виртуальная копия физического мира, улучшенная с помощью всевозможных гаджетов, — комментирует программист, бэкенд-разработчик информационных систем Артем Пятницкий. — Идея слить кучу разных сервисов на одну платформу, прямо скажем, не нова. В процессе компьютерных игр продают вполне реальную пиццу или запускают на поле голограмму певца, дающего таким образом концерт одновременно в обоих мирах. Все это не более чем рекламные ходы на перспективу.

А она, вероятно, есть, недаром же логотипом Меты выбран знак бесконечности.

Эффект присутствия

Посыл, что метавселенная должна объединить людей в виртуальном пространстве, лег на весьма благодатную почву. Недавнее исследование платформы по работе с блогерами Perfluence, сервиса онлайн-психотерапии и аналитического агентства ResearchMe показало, что треть россиян испытывают сильную зависимость от соцсетей. Не менее пяти часов в день в цифровом пространстве проводят 26 процентов опрошенных граждан страны, а около 12 процентов и вовсе находятся там круглосуточно. При этом там, в cети, сегодня очень неспокойно. Половина респондентов признают, что испытывают дискомфорт из-за негативных комментариев, а четверть чувствуют тревогу от просмотра контента.

По версии экспертов, поддерживающих «переселение» в онлайн-пространство, помочь адаптироваться в виртуальной среде должны цифровые двойники — математическая копия настоящей, физической личности, обладающая практически теми же чертами характера, навыками и предпочтениями, внешностью, что и оригинал. Она, копия, и будет гулять по просторам метавселенных, знакомиться с другими, выбирая тех, кто нам подходит, выполнять рутинную работу, на которую жаль тратить реальное время. К слову, по данным отчета Международного социологического агентства We Are Social, российский интернет-пользователь в среднем уже имеет в соцсетях как минимум 7,3 аккаунта.

Виртуальное пространство с помощью новых технологий станет более объемным, даже осязаемым, обещают ученые. На днях эксперт Центра компетенций Национальной технологической инициативы «Фотоника» Валерий Кожевников заявил, что в ближайшие 30 лет получат распространение тактильные системы связи, позволяющие пользователям чувствовать прикосновения собеседника, находящегося за тысячу километров. А «определяющим качеством метавселенной будет ощущение присутствия — будто ты прямо там, с другим человеком или в другом месте. Чувствовать себя по-настоящему присутствующим с другим человеком — это конечная мечта социальных технологий», — заявляет глава Меты.

Дальше — больше. На днях Цукерберг заявил о намерении создать цифровые копии пользователей соцсети с использованием биометрии (взгляд, мимика, поворот лица, позы тела), пообещав вложить в «дело» около 10 миллиардов долларов.

— То есть населять онлайн-пространство будем все-таки «как бы мы реальные», — рассуждает социолог . — Эдакие полуфабрикаты, создающие иллюзию нашей жизни в идеальном мире. Очевидно, что виртуальное здесь противостоит материальному. Вопрос лишь в том, что в итоге окажется в приоритете у каждой отдельной конкретной личности — выдуманный мир, где все хорошо и приятно, или реальность, в которой, как известно, немало сложностей и невзгод.

По оценке экспертов Международной ассоциации психологов, глубоко погружаться в метавселенные станут прежде всего люди, имеющие комплексы и проблемы с самореализацией в реальном мире. А эффект присутствия создаст иллюзию, что ты не одинок для испытывающих проблемы в общении. Тоже, к слову, актуальная проблема нашей действительности. Для остальных всевозможные «апгрейды» реального мира станут не более чем дополнительным удовольствием и удобством в использовании сети.

— Главное — не заиграться, — считает психолог . — Не секрет, что во время пандемии увеличилось число пользователей на сайтах знакомств. И многим, кто не скрывает на них свою реальную личность, удается найти себе пару для общения, а то и для создания семьи. Но риск нарваться на приукрашенную, искаженную личность мошенника или извращенца все-таки есть.

С кем придется общаться на самом деле, при условии создания виртуальных копий, пока не совсем понятно. И потом, откровенно говоря, самый важный вопрос, который хочется задать во время всей этой шумихи вокруг Меты: зачем все это нужно? Почему бы не помочь людям здесь, в их настоящей жизни: общаться в реальном мире, решать их проблемы и избавлять от комплексов? Почему вместо этого их нужно запихивать в «глубокое погружение» грез? Чем эффект присутствия лучше естественного, нормального человеческого существования?

Беспокойства ума

Чем грозит уход от реальной жизни в интернет, на себе испытала Япония, известная активным развитием инновационных технологий. В этой стране еще в начале ХХ века появился термин «хикикомори», определяющий людей, решивших полностью погрузиться в мир за экраном. Эти цифровые отшельники не выходят из дома, сводят к минимуму все контакты с реальным миром, проводя жизнь за компьютером. В игры хикикомори не играют, отдавая предпочтение просмотру сериалов, кино и аниме. Еду заказывают онлайн, а социальный голод утоляют на форумах, зачастую в диалогах с другими отшельниками. По данным правительства Японии, в стране насчитывалось 1,15 миллиона затворников в возрасте от 15 до 45 лет. Впрочем, их даже больше — по словам социальных служб Страны восходящего солнца, определить точное количество хикикомори невозможно, ведь половина из них не пускает в дом гостей и не реагирует на телефонные звонки.

На вопрос «зачем?», который сегодня задают многие, всевозможные эксперты и знатоки цифрового пространства отвечают по-разному. На форумах, посвященных перспективам метавселенных, весьма активно раскачивается позиция, что человеку нечего делать в том мире, где он не нужен. К слову, это мнение очень похоже на философию хикикомори.

— В основе этих взглядов в любом случае лежит эскапизм — бегство от себя, своих неудач и всевозможных проблем, — считает социальный психолог Илья Суровцев. — Там, в какой-нибудь «мете», легко впасть в нирвану — напомню, это состояние отсутствия беспокойства ума — и начать смотреть на жизнь сквозь розовые очки наивности и самообмана. Мне там было бы, наверное, скучно. Потому что все предсказуемо ненастоящее.

Одной из первых мнение об идее создания метавселенной высказала доктор экономических наук, директор Института международных политических и экономических стратегий РУССТРАТ .

«Согласно заявлениям разработчиков, главная задача этого проекта в том, чтобы «помогать людям общаться». В действительности же перед нами разворачивается грандиозный план создания системы, обладающей потенциалом тотального контроля над психикой людей и полностью подчиняющей себе не только человеческие мысли, но и чувства, эмоции. Начинаясь с вполне безобидных коллективных встреч в VR-пространстве, эта система ведет человека в иллюзорный мир, где стирается грань между объективной реальностью и реальностью вымышленной», — говорится в ее статье, размещенной на сайте ведомства.

А недавно на рекламный ход начали реагировать и представители других крупных компаний, осуществляющие свою деятельность в цифровом пространстве.

— Очень важно быть в реальном мире, но метавселенные создают квазиреальность в виртуальном мире, и я не вижу в этом смысла, — говорит создатель PlayStation Кэн Кутараги. — Шлемы виртуальной реальности изолируют тебя от настоящего, я не могу согласиться с таким подходом. Шлемы попросту раздражают. Ответьте себе на вопрос: вы больше хотите быть идеальным аватаром или собой реальными?

Опасения, что виртуальность способна нарушить целостность реального мира, сменились сегодня иными страхами: что жизнь можно придумать, а не прожить. Идентичность личности, то есть целостное представление о себе, легко разменять на тысячу фрагментов, скачущих в эйфории абсолютного счастья. А бездна возможностей цифрового пространства в руках заигравшихся из мешка с подарками незаметно трансформируется в ящик Пандоры, полный бед, о которых не знали.

— У любых новых технологий есть плюсы и минусы, вопрос в том, как и зачем их применяют, — говорит психолог Людмила Федотова. — Конечно, виртуальность манит и увлекает. Но использовать ее в качестве запасного аэродрома или убежища уж точно не стоит. Возвращаться все равно придется — в настоящее, живое. А сбежавший однажды рискует вернуться на пепелище.

ЦИТАТА

(1879–1955), физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии:

—Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и человеческая глупость, хотя насчет Вселенной я не уверен.

ЦИФРА

60 процентов россиян хранят приватную информацию в мессенджерах.

СЛОВАРЬ

— Виртуальная реальность (VR) — мир, смоделированный с помощью компьютерных технологий, в который пользователь может погрузиться с помощью специальных сенсорных устройств. При этом реальный мир полностью блокируется, создавая эффект присутствия в вымышленном мире.

— Дополненная реальность (AR) — компьютерные технологии, которые лишь дополняют реальность, добавляя в нее цифровые элементы. Например, с помощью устройства вы можете «поселить» на своем рабочем столе диковинное растение или зеленого человечка.

КОРОВА И ОЧКИ

Турецкий фермер Иззет Коджак, известный своими высокотехнологичными методами ведения хозяйства, прочел исследование российских зоологов о том, что на качество удоев влияет не только диета, но и эмоциональное состояние животного. Повысить настроение своим коровам Коджак решил с помощью… очков виртуальной реальности. Надев их на парнокопытных, он начал транслировать изображения и видеозаписи с альпийских заливных лугов. И что бы вы думали: удои увеличились на четверть!