Войти в почту

Больше чем в России, «пиратов» только в США

В нашей стране очередной этап борьбы за авторские права — президент Путин подписал указ о создании «Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности». Судя по всему, теперь оружие против интеллектуального «пиратства» будет максимально «цифровизировано», поскольку учредителем новой организации станет Минцифры. Хотя Минкульт там тоже присутствует.

Больше чем в России, «пиратов» только в США
© Свободная пресса

Зачем понадобился «Центр»? В пресс-службе Российского авторского общества (РАО) пояснили, что отныне это «возведено в ранг государственной задачи». И добавили, мол, руководящая и направляющая роль Минцифры объясняется тем, что техническая сторона дела «неотделима от содержательной», поскольку требуется соответствующая инфраструктура - «удобные реестры лицензиатов и правообладателей, биржевых и краудлендинговых платформ, сервисов депонирования и антипиратских систем».

Невольно напрашивается вывод, что государство не в восторге от прежней деятельности Российского союза правообладателей (РСП) с Никитой Михалковым, который до недавнего времени был почти единственно-официальным радетелем за права творцов. Впрочем, отечественные «флибустьеры» отреагировали на новость из коридоров власти философски.

«За прошедшие годы повидали много подобных структур, однако эффективность почти никакая, - заявил член штаба Пиратской партии (ПП) России Александр Исавин. - Иногда результат получается даже отрицательным — можно вспомнить уголовные дела вокруг РАО, злоупотребления популярными торговыми марками. И образование упомянутого центра — наверное, просто попытка перераспределить существующие потоки финансов, вряд ли в заявленном виде он даст новые возможности легально потреблять интересный контент».

Платить за интеллектуальную продукцию наши граждане частенько считают «лишним». Как заметили в РАО, по уровню цифрового пиратства Россия занимает второе место в мире, уступая лидерство США. «Недавние исследования компании Group-IB показали, что в 2020 году интерес россиян к нелегальному контенту вырос: так, количество поисковых запросов на просмотр фильмов «без регистрации и смс» увеличился на 12%, - рассказали в пресс-службе общества. - Проведенные специалистами Высшей школы экономики подсчёты показали, что музыкальная индустрия ежегодно недополучает 30 млрд. рублей, а игровая – 150 млрд».

Главной причиной тяги к «нелегальщине» в РАО считают особенности интернета: «Основной трафик на пиратские сайты идет из поисковых систем. В силу специфики их работы они являются участниками цепочки распространения «теневого» контента, поэтому борьба с ним зависит от позиции поисковиков». В то же время там убеждены «нельзя решить проблему бесконечным обновлением «черных списков»: на месте одной удаленной ссылки появляется пять новых».

«Следует внедрять механизм «белых списков». При таком подходе правообладателю достаточно зафиксировать в общедоступном реестре, каким именно платформам разрешено показывать его фильм или транслировать его музыку, а поисковикам сверяться с этим реестром. Тогда в поисковой выдаче могут появляться либо только легальные ссылки, либо, как более мягкий подход, для легальных ссылок можно предусмотреть пометку, которая станет для пользователей ориентиром при выборе», - полагают в авторском обществе.

Что касается падения качества самой продукции и, как следствие, рост популярности «теневой» ее части, то этот довод в российской Пиратской партии оспаривают. «Не всё российское кино так плохо, как о нём полагают, - убежден председатель партийного штаба Антон Ершов. - А музыка, книги и прочее вообще на приемлемом уровне. Здесь, во-первых, существует определенная привычка от прежней эпохи. Во-вторых, нематериальные потребности у наших людей не на первом месте. У многих граждан просто отсутствуют финансовые возможности».

Напомним, кстати, что представители разнообразных Пиратских партий, не только за рубежом, но и у нас, активно пытались выйти из «подполья» в Большую политику, легализовав альтернативные точки зрения. В середине 2000-х в российских городах проходили довольно многочисленные митинги под лозунгами, вроде «Пират не ворует, а народ балует». Однако после мощной «антипиратской кампании», предпринятой во всем мире, влияние этих организаций резко сократилось.

Тем не менее, политические «флибустьеры» остаются по-прежнему на плаву в Чехии, Люксембурге, Исландии, Словении, имеют своих представителей и в Европарламенте. По словам представителя Пиратского интернационала, члена германской ПП Грегори Энгельса: «регулирующее интернет законодательство часто принимается старыми "динозаврами", учитывающих не интересы пользователей, а запросы лоббистов Большой индустрии».

Как обычно, требуется баланс.