Войти в почту

В Госдуме предлагают блокировать «умную ленту» соцсетей по желанию пользователя

Сейчас рекомендательные алгоритмы, или «умную ленту», можно отключить только в сети «ВКонтакте». В Facebook такая настройка есть формально, но на деле не работает. А Instagram объявил недавно, что будет размещать в ленте пользователей посты людей, на которых человек не подписан. Депутат Госдумы Антон Горелкин считает, что людям нужно дать возможность блокировать такие механизмы. Он полагает, что в следующем созыве обязательно внесут законопроект на эту тему.

В Госдуме предлагают блокировать «умную ленту» соцсетей по желанию пользователя
© Парламентская газета

Нужен выключатель

Рекомендательный механизм соцсетей основан на отслеживании интересов пользователей. Людям предлагают так называемую контекстную рекламу в зависимости от их предпочтений. Например, человек смотрел одежду или выбирал шкаф — и следующие несколько дней в его новостной ленте в соцсети ему будут предлагать подписаться на страницы мебельных магазинов и купить костюм. Такая же система работает в онлайн-кинотеатрах и новостных агрегаторах, где навязывают контент в зависимости от того, чем вы интересовались и какие фильмы выбирали.

У такой схемы «должен быть выключатель, доступный каждому», считает член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. Он сообщил «Парламентской газете», что сейчас отказаться от «умной ленты» можно только во «ВКонтакте», а в других соцсетях вариантов нет — приходится смотреть то, что предлагают.

«Эта лента не столько умная, сколько алгоритмически настраивается в соответствии с целями руководства соцсети, — сказал депутат. — А цели могут быть самые разные — от финансовых до политических. Мы хотим дать пользователю право отключать рекомендательный алгоритм, формирующий ленту. Полагаю, в следующем созыве непременно будет внесен законопроект по данной инициативе».

По его словам, это один из способов борьбы с дезинформацией в соцсетях, с деструктивным влиянием на общественное мнение.

Первый зампред Комитета Госдумы по информполитике Сергей Боярский согласился, что нужно решать эту проблему. «Логика в инициативе есть, вопрос в том, как это реализовать, — сказал депутат «Парламентской газете». — Надо обсудить предлагаемые «правила игры» с представителями социальных сетей и других площадок».

Предложение законодательно закрепить право выбора, смотреть контекстную рекламу или нет, заслуживает серьезного рассмотрения, заявила в комментарии «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова

«Это позволит самому пользователю решать: либо он набирает в поисковой строке название чего-то важного для себя и потом несколько дней получает разнообразные предложения по данной тематике, либо он отказывается от подсказок и ищет то, что хотел, самостоятельно», — отметила сенатор.

Она сказала, что однажды нашла предмет мебели с помощью подобной рекламы, но чаще назойливость этого контента переходит границы. За прошедший месяц люди 2,9 миллиона раз набирали в поисковике Яндекса словосочетание «без рекламы», из этого числа 2 миллиона запросов содержат слова «смотреть без рекламы».

А в чём опасность?

Генерирующие контекстную рекламу сервисы собирают данные о каждом из нас, о наших интересах и предпочтениях, составляют «аватары» пользователей и фиксируют наш «цифровой след». «Делаться это должно только в строгом соответствии с конституционным принципом неприкосновенности частной жизни, а также законодательством России о персональных данных», — подчеркнула Ирина Рукавишникова.

Что делать с контекстной рекламой, обсуждают уже больше года. Комиссия по правовому регулированию цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России в марте прислала в Совет Федерации, Госдуму и Минцифры предложение блокировать по желанию пользователей «умную ленту» в соцсетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах и маркет-плейсах, сообщило ТАСС 30 марта.

Речь идет о ресурсах с аудиторией более 100 тысяч человек в сутки, а также площадках, где обрабатывают данные более 500 тысяч пользователей из России. В Ассоциации считают, что рекомендательные алгоритмы искусственно создают интерес к товарам и способны негативно влиять на общественное мнение.

О необходимости контроля за такой рекламой заявил вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев 28 мая, говоря о планах законопроектной деятельности на съезде Ассоциации банков России. Среди тем, над которыми предстоит работать законодателям, он назвал «мисселинг» (недобросовестная практика продажи) и «миспрайсинг» (покупка по цене, значительно отличающейся от реальной). «В этом контексте важно не упустить тему регулирования рекламы, в том числе в интернете, контекстной рекламы, использования чужих фирменных наименований, использование информации о госучастии», — привела слова Журавлева пресс-служба палаты регионов.