Войти в почту

Клик ценой в десятки тысяч: как мошенники наживаются на доверчивых пользователях Сети

Среди мошенников набирает популярность так называемый фишинг - способ выманивания денег у доверчивых пользователей Сети. Суть метода проста. Злоумышленники создают копию официального сайта компании, меняя одну букву в названии. Не заметили ее - попали на поддельную страницу, и в итоге - лишились круглой суммы.

Клик ценой в десятки тысяч: как мошенники наживаются на доверчивых пользователях Сети
© ТК «Звезда»

Ведущий телеканала «Звезда» Никита Корзун, поздно вечером возвращаясь с работы домой, даже и предположить не мог, что в этот самый момент его картой кто-то расплачивается в американском универмаге Walmart. В этот же день, чуть раньше, Никита покупал в Интернете газонокосилку в России.

«Я не скрою, я искал подарок. Мне нужна была газонокосилка. И которую заказали мне, стоила сокрушительно больших денег. Я много-много дней рылся, искал эту модель подешевле. И вдруг сам Яндекс стал мне предлагать - пожалуйста, Газонкин.ру», - рассказал Никита Корзун.

«Газонкин» - сайт, специализирующийся на продаже садовой техники, подкупает низкими ценами и богатым многообразием. Он в прямом смысле «стрижет» деньги на таких же доверчивых, как Никита, людях. Уже после того, как газонокосилка к нему так и не приехала, он прочитал отзывы других обманутых покупателей.

«Заказал газонокосилку, на почте даже есть сообщение, что якобы товар отправлен. Но даже нет трек номера. Отправили 18 тысяч на сайте, оплатили насос. Никакого сообщения о поступлении не было. Откровенно кинули на деньги», - сокрушаются обманутые покупатели.

Если верить сайту компании, центральный офис «Газонкин» располагается в неприметном здании на окраине Санкт-Петербурга. Единственное, что подходит под описание компании - пункт проката газонокосилок, бывших в употреблении. Там уже устали объяснять, что к сайту «Газонкин» он отношения не имеет.

Сайт компании до сих пор работает, отражается в поисковиках и продолжает привлекать потенциальных жертв мошенников. Вернуть заплаченные деньги практически невозможно. В этом на своем примере убедилась Светлана Серова, которая заказала пиццу за 30 тысяч рублей, на так называемом фишинговом сайте. Он использовал бренд и цвета настоящей пиццерии. С одним нюансом, на лжестранице было много орфографических ошибок.

«Я не прочитала до конца сообщение об акции, ну не ожидала я подвоха и вбила код. Я списала чужому человеку с карты на карту 30 тысяч рублей», - рассказала Светлана.

От английского фишинг - рыбная ловля. Охота на доверчивых простаков, которые легко заглатывают наживку. Каждый день регистрируют до нескольких тысяч фишинговых сайтов. Иногда отличить их от оригинала не могут даже специалисты.

«Очень распространена система, когда одни люди создают клоны сайтов, создают фишинговые страницы, ну например, имитирующие страницы входа в социальные сети, и после этого продают их или сдают в аренду уже другим людям, которые с помощью этих страниц будут зарабатывать деньги», - объяснил специалисты по кибербезопасности Александр Вураско.

Одно из главных отличий лежит на поверхности. В названии сайта или доменном имени можно встретить подмену одного символа другим, наличие окончаний или приставок.

«Здесь единственный совет - быть бдительным и все-таки не переходить по тем ссылкам, которые мы получаем в сообщениях электронной почты, в СМС, MMS, мессенджерах, а использовать закладки в наших браузерах на те сайты, которыми мы чаще всего пользуемся», - призвал еще один эксперт Алексей Лукацкий.

Довольно часто сайты-клоны встречаются в индустрии развлечений. Свои двойники есть у каждого крупного московского театра. А совсем недавно они появились и у Московского планетария, где входные билеты продаются по завышенным ценам. Его руководство даже вынуждено было выпустить специальное предупреждение, чтобы доверчивые граждане вновь не попались на крючок.