Рейтинг социальных сетей в России: тренды и аудитория

Даже не отвоевав себе достаточно крупной доли на рынке стриминга, YouTube всё ещё остаётся одной из самых выгодных платформ для крупных предпринимателей и влогов. Так, по данным Exlibris.ru, в 2020 году более 62% компаний использовали YouTube для публикации видеоконтента и своей рекламы.

Рейтинг социальных сетей в России: тренды и аудитория
© 2x2.su

Растёт на платформе и трафик с мобильных устройств. По официальной статистике сервиса, за май 2020 ежемесячный охват с гаджетов составил почти 70 млн человек. Это 84,4% от всего трафика на YouTube.

Сейчас компания планирует продолжить развитие YouTube VR, TV и Music. В последнем появится возможность создавать пользовательские плейлисты и выкладывать их для публичного прослушивания другими пользователями.

В 2020 году YouTube создал функцию YouTube Shorts для создания 15-секундных вертикальных видео. После успешного запуска в Индии компания планирует активно развивать данный формат уже по всему миру.

Одной из самых обсуждаемых новинок сервиса стали «Аплодисменты». Это новая форма донатов, с помощью которой пользователи смогут поддержать понравившиеся им видео. В тестовом режиме цена одного «лайка» составляла около 2 долларов.

«ВКонтакте»

По данным Mediascope, VK занимает одно из ведущих позиций по популярности интернет-ресурсов в России, постоянно соревнуясь за третье место с YouTube. За месяц 78% аудитории Рунета посещает «ВКонтакте» хотя бы раз.

В 2020 количество пользователей «ВКонтакте» в России составило 73 млн человек, что почти на 5% выше прошлогоднего показателя.

При этом аудитория «ВКонтакте» достаточно равномерно распределена по всем регионам России, кроме Северного Кавказа и Дальнего Востока, и содержит абсолютно все возрастные группы.

К сожалению, никаких самостоятельных или революционных фишек «ВКонтакте» после ухода Дурова не генерирует и может похвастаться лишь новыми системами монетизации, переделкой интерфейса и нефункционирующей системой защиты авторского контента, которая чаще работает на вора, чем на создателя интеллектуальной собственности. Безопасности пользователям и их личным данным VK тоже предоставить не может и не хочет.

«Одноклассники»

Соцсеть «Одноклассники», по версии Mediascope, занимает девятое место в рейтинге популярных ресурсов Рунета. На 2020 год число пользователей из России достигло 43 млн человек.

Разбивая миф о том, что платформа предназначена только для пожилых людей, «Одноклассники» публикует статистику, где сказано, что самыми многочисленными пользователями их платформы являются люди от 25 до 44 лет. Аудитория от 45 до 65 лет занимает лишь вторую строчку, обгоняя подростков.

По данным платформы, пользователи Сети в день отправляют 169 млн сообщений и загружают 10 млн фотографий. Кроме того, юзеры активно постят и смотрят видеозаписи. Так, за день в соцсети размещают 984 тысяч постов с видео. Для сравнения, в YouTube - всего 89 тысяч.

Но стоит заметить, что значительная часть видео – это множественные перезаливы с других платформ либо короткие домашние видео или юмористический контент низкого качества.

В ближайшие годы, по информации пресс-службы компании, рекламная выручка будет только расти. В первую очередь этому способствует встроенная реклама в ленте новостей - в частности, на мобильных устройствах.

Instagram

В 2020 году аудитория Instagram только в РФ увеличилась почти до 40 млн пользователей. Из них около 14,5 млн посещают эту социальную сеть ежедневно. При этом, в отличие от многих конкурентов, у Instagram наблюдается значительный прирост активной подростковой и молодой аудитории.

При почти одинаковом соотношении женщин и мужчин на платформе, а также наличии активной аудитории всех возрастов, Instagram стал хорошей площадкой для реализации своей продукции у небольших фирм, брендов и частных предпринимателей. На данный момент социальная сеть предлагает три вида аккаунтов: стандартный, авторский и бизнес-аккаунт.

Несмотря на отсутствие самостоятельных нововведений, Instagram умело интегрирует в себя наработки конкурентов, что отлично расширяет возможности его пользователей, хотя при этом стирает индивидуальное лицо бренда.

В будущем компания планирует ещё больше нарастить коммерческий сегмент на своей площадке и активно развивать бизнес-направление. Из уютного дневника фотографий проект постепенно превратился в мощную сеть магазинов, блогов и клиентской базы.

TikTok

TikTok — стремительно развивающая свою пользовательскую базу соцсеть. Количество активных пользователей TikTok на 2020 год оценивается в 1-1,2 млрд человек. Однако в прошлом году в России сервис перемахнул лишь отметку в 18 млн пользователей. Принято считать, что социальная сеть предназначена исключительно для подростков. Этот тезис частично опровергают данные с самой платформы.

Да, больше всего в TikTok пользователей в возрасте 12-24 года. Они составляют более 18% от ежемесячной женской аудитории и 15% — от мужской. Но возрастная группа от 25 до 34 лет тоже не отстаёт. Её охват составляет 12,5% от ежемесячной женской и 12,7% мужской аудиторий.

В 2021 главными трендами TikTok станут увеличение продолжительности роликов, их более активная монетизация на платформе и качественная работа с удалением нежелательного контента. Пользователей смогут активнее банить за разжигание ненависти и проявление нетерпимости, ответственность за это будет возложена на ряд специальных алгоритмов платформы.

Facebook

Мировой охват Facebook в 2020 году достиг 2,7 млрд человек, а количество ежедневно активных пользователей составило чуть меньше 1,8 млрд. Число пользователей Facebook в России, по данным внутренней статистики компании, включает порядка 2 млн человек. Это активная и платежеспособная база потребителей рекламы уступает даже показателям «ВКонтакте», но показывает уверенный рост просмотров и покупок на платформе. В то же время у крупнейшей социальной сети в мире наблюдается одна большая проблема - постепенное старение аудитории.

Группа, что показывает лидирующий прирост новых юзеров, – это люди старше 65 лет. Только за период 2018-2019 годов этот показатель вырос с 26% до почти 40%. В противовес этому, число молодых и взрослых пользователей не демонстрирует серьёзного роста. А аудитория подростков на этом фоне только снижается. Если в 2015 в Facebook был активен 71% подростков, то в 2020 году только 51% юзеров в возрасте от 13 до 17 лет пользуется данной социальной сетью.

Однако, стоит заметить, что нынешний Facebook всё больше становится скорее дополнением к другим сервисам, которые принадлежат ему. Например, регистрация в Facebook оформляется для размещения рекламы в Instagram и необходима для создания качественного бизнес-аккаунта.

Facebook всё ещё демонстрирует лидерство на рынке, но стареющая аудитория и малая заинтересованность в нём молодого населения постепенно сдвигают социальную сеть с лидирующей позиции. Это всё ещё хороший сайт для общения с семьёй, если вдруг ваша бабушка - богатая англичанка, но работать с таким инструментом нужно аккуратно, точно зная, что ваша рекламная аудитория выбирает именно его.

Twitter

По отчётам компании, в четвёртом квартале 2020 года Twitter увеличил количество пользователей до 192 млн с 187 млн в третьем квартале. Руководство социальной сети также заявило, что в январе 2021 года число пользователей выросло больше, чем в среднем в этом месяце за последние четыре года. Однако предоставить более подробную статистику площадка отказалась.

Выручка Twitter тоже увеличилась, и это несмотря на глобальный скандал с блокировкой твитов и аккаунта бывшего президента США Дональда Трампа в начале января 2021 года.

Ещё в феврале текущего года Twitter анонсировал важные для платформы нововведения. Так, у пользователей появилась возможность брать со своих подписчиков плату за дополнительный контент с помощью функции Super Follows. А сами юзеры теперь смогут создавать группы и присоединяться к ним на основе определённых интересов. Заинтересовала любителей платформы и возможность появления на базе социальной сети аудиокомнат. В них можно устраивать голосовые чаты и конференции.

Эти функции не являются революционными, но позволят улучшить монетизацию платформы и помогут пользователям лучше фильтровать контент. В будущем такие нововведения могут сыграть на руку Twitter - до этого компания не вводила аудиосообщения и создание групп в свой функционал.

Clubhouse

Clubhouse – пример не столько хорошей и интересной концепции сервиса, сколько один большой и яркий пиар-ход, что создал интересный прецедент на рынке социальных сетей.

В декабре 2020 года на площадке насчитывалось около 600 тысяч пользователей. А в феврале 2021 года цифра уже перевалила за 2,4 млн пользователей по всему миру. Успех проекта строился на трёх его продающих фишках: почти люксовой эксклюзивности на старте, инвайтах и возведении голосовых в основу пользовательской механики общения.

В России у Clubhouse появился ещё один плюс для юзеров: пользователи почувствовали забытое ощущение свободы общения. В сети активно вещали известные медийные личности, которым можно было задать вопрос или даже завести диалог по тому или иному вопросу. Пользователи могли создавать свои комнаты с обсуждениями на любую тему.

Таким образом, молодая и обеспеченная прослойка общества получила площадку для дискуссии, которая в данный момент ещё не регулируется государственной властью. Жителям Китая повезло меньше. Правительство КНР заметило активный скачок подписок на Clubhouse и заблокировало приложение на территории Китая.