Войти в почту

Деньги – мессенджером: ЦБ Бразилии разрешил переводы через WhatsApp

История тянется с лета прошлого года, когда Марк Цукерберг анонсировал революционные новшества и заявил о намерении протестировать сервис в Бразилии, где у WhatsApp 120 млн пользователей, а затем масштабировать его на весь мир. Более полугода Facebook никак не мог добиться от финансовых властей Бразилии одобрения своего проекта.

Деньги – мессенджером: ЦБ Бразилии разрешил переводы через WhatsApp
© Финансовая газета

Бразилия начинает и выигрывает

Бразильский регулятор воспротивился нововведению, опасаясь конкуренции для ее собственной платежной системы и якобы опасаясь за сохранность данных пользователей, не веря в эффективность системы. На самом деле вскоре после заявления Цукерберга, в ноябре 2020 года, Бразилия запустила собственную систему мгновенных платежей под названием Pix, которая стала очень популярной, что вполне могло стать мотивом для регуляторных игрищ.

В длительные переговоры оказались втянуты также международные платежные системы – Visa и Mastercard, через которые Facebook и планировал проводить транзакции, так как не хотел попадать под юрисдикцию бразильского регулятора. Подразумевалось использование действующих в стране лицензий платежных систем Visa и Mastercard. В конце концов Цукерберг уступил, согласившись, что его компания будет выступать инициатором платежей с использованием Visa и Mastercard в качестве процессоров. Таким образом, Facebook становится игроком финансового рынка и подчиняется ЦБ Бразилии, а Visa и Mastercard должны обновить свои лицензии.

Характерно, что права WhatsApp существенно ограничены – в мессенджере можно проводить только платежи в формате Peer-to-peer, то есть от одного физического лица другому. А национальный сервис Pix может работать и с коммерческими компаниями. Facebook пока не отступает и продолжает добиваться более широких полномочий.

Курс на Латинскую Америку?

Мнения экспертов о том, насколько быстро социальная сеть сможет распространить действие нового сервиса на другие регионы, в том числе на Россию, несколько расходятся. Так, младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анатолий Перфильев считает вполне вероятным запуск системы денежных переводов через WhatsApp в России, что объясняется высокой популярностью мессенджера у населения.

«Основное преимущество для пользователей может заключаться в удобстве: многие организации уже имеют аккаунты в WhatsApp, через которые взаимодействуют с клиентами», – отмечает Перфильев. Однако данный процесс может значительно затянутся в связи с особенностями российского законодательства, в том числе из-за согласования особенностей функционирования с банковским регулятором. Основными вопросами запуска системы денежных переводов через WhatsApp и ее конкурентоспособности с другими системами (в том числе с СБП) будут обеспечение защиты персональных данных и стоимость транзакций для пользователей, подчеркивает эксперт.

Успех инновации сильно зависит от бизнес-модели, а также факторов институциональной среды России, читают другие эксперты. «Сейчас WhatsApp Pay, как и Apple Pay или GPay, работает в связке с банковскими счетами, подключаясь по API и посылая в банк сообщение о необходимости перевода средств с одного счета на другой. То есть никакого управления деньгами не происходит, – поясняет Егор Кривошея, руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ, – поэтому успех WhatsApp Pay зависит в первую очередь от желания банков подключаться к системе».

Кривошея сомневается, что Россия является целевым рынком для системы, даже притом что WhatsApp – самый популярный мессенджер у россиян, согласно данным ВЦИОМ.

Российская система быстрых платежей (СБП) и мобильные банки с широким функционалом сейчас вполне успешно справляются с задачей моментальных переводов. «Учитывая проактивность российского регулятора с точки зрения обеспечения безопасности, проблемы с бразильским регулятором могут также усложнить вход для WhatsApp Pay на наш рынок, по крайней мере до тех пор, пока они не докажут состоятельность и безопасность системы. Более вероятными рынками могут быть азиатские и латиноамериканские страны, где количество пользователей WhatsApp в разы больше, а финансовые инновации не настолько развиты», – полагает он.

Об интересе Цукерберга именно к Латинской Америке говорит и Александр Хвойницкий, директор по маркетингу криптовалютной p2p-площадки Chatex, которая уже дает возможность переводов в мессенджере. «То, что Facebook получил лицензию на переводы в Бразилии, может означать, что он попытается захватить Латинскую Америку. Это нормальная практика, когда развитие технологий дает возможность людям переводить деньги с помощью мессенджера. Вероятность запуска в России подобной системы велика, но это уже и сейчас есть», – говорит эксперт.

Из каждого смартфона

Конкурентов у новшества WhatsApp немало. Люди хранят деньги на накопительных или текущих счетах в банках, где тоже есть встроенные мессенджеры, через которые можно переводить деньги (в банке «Тинькофф», например). Определенный сегмент целевой аудитории привык к этому и может не захотеть пробовать новое.

«WhatsApp может обыграть конкурентов за счет проникновения в ядро целевой аудитории, которой будут активно рассказывать про новые возможности по переводам средств, сервис будет пытаться убедить людей перейти на свою платежную систему», – полагает Хвойницкий, отмечая при этом, что особых преимуществ платформа не имеет, эти технологии по сути схожи со многими другими.

Кривошея отмечает, что WhatsApp Pay – это интерфейс, поэтому и конкуренция здесь не столько с системой переводов, сколько с интерфейсами. Конкуренция будет скорее с банковскими приложениями или их частями, посредством которых можно сделать перевод, нежели с инфраструктурными проектами типа СБП, считает эксперт.

Именно большое число пользователей WhatsApp называют главным конкурентным преимуществом в таких системах, как денежные переводы. «Новым мессенджерам и переводам необходимо подключать пользователей, и клиенты, которые имеют подобный функционал в других сервисах, могут не захотеть переключаться. У WhatsApp пользователи уже есть, и вероятность того, что он установлен у большинства ваших знакомых, сильно выше, чем у любого другого мессенджера и большинства приложений», – отмечает Кривошея.

Слабым звеном в новом проекте Цукерберга эксперты называют негативный опыт Facebook в области безопасности и управления данными. Это во многом наследие скандала вокруг Cambridge Analytica. «Учитывая недавние изменения, которые вызвали публичный резонанс, связанные с тем, что WhatsApp будет передавать все данные Facebook, вероятность передачи таких чувствительных данных, как информация о платежах и банковских реквизитах, может стать барьером для некоторых пользователей», – считает Кривошея.