Войти в почту

Кто ответит за аккаунты в социальных сетях?

Социальные сети давно стали частью нашей жизни. Многие из нас имеют странички сразу в нескольких сетях и, не задумываясь, легкомысленно публикуют откровенные фото, подчас сдабривая их крепким словцом. И почти никто не изучает пользовательские соглашения. А между тем большинство социальных сетей ограничивает пользователей в написании противоправного контента. Правда, фразы об ограничении, как правило, размыты, двусмысленны и неконкретны. Между тем угроза, льющаяся с экранов гаджетов, становится все реальнее. Со слов руководителя Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной, около 43 миллионов россиян состоят в запрещенных сообществах. Как это работает в Европе Государственные власти развитых стран пытаются на законодательном уровне защитить своих граждан от нежелательного контента. Например, в Великобритании разработали программу по очищению и улучшению информационной среды. Документ, называемый Online Harms White Paper, делит весь контент на три категории: деструктивная информация, то есть материалы, которые могут нанести вред здоровью или жизни граждан, — пропаганда агрессии и призывы к самоубийствам, опасная информация — запугивание, троллинг и прочее, и контент, не предназначенный для детей, — сайты знакомств, ненормативная лексика. В странах Евросоюза борьба с запрещенным контентом направлена на немедленное удаление из сетей информации о детской порнографии и сексуальной эксплуатации детей в интернете. В Германии действует Закон о защите сети, так называемый The Network Enforcement Act. Он предписывает владельцам активно сотрудничать с государственными органами и блокировать призывы к экстремистской деятельности и терроризму, а также регулярно отчитываться о работе с жалобами пользователей. Государственные власти Турции обязывают пользователей социальных сетей приобретать специально разработанное программное обеспечение, и прежде чем публиковать контент, пропускать его через фильтр. Как это работает в России В России 1 февраля вступили в силу изменения и дополнения Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149 — ФЗ «Об информации, информационных технологиях и информационной защите». Появилось определение социальной сети и введено понятие «владелец социальной сети». Интернет для российских граждан теряет «абстрактность» и приобретает более осязаемые черты. «Социальная сеть — это сайт, страница сайта или информационной системы, программы для ЭВМ, используемые гражданами для распространения информации через свои персональные страницы на государственном языке Российской Федерации или на языках народов РФ. При этом доступ к сети в сутки должны иметь более 500 тысяч находящихся на территории России пользователей». Что изменилось в этом году? С конкретного владельца спросить проще, тем более когда у него есть строго определенные обязанности. С 1 февраля социальные сети на территории Российской Федерации должны в обязательном порядке мониторить публикуемый контент и не допускать использования сети для: совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений о государственной или иной охраняемой законом тайне, распространения материалов с публичными призывами к терроризму или оправдывающих терроризм, материалов, пропагандирующих порнографию и культ насилия и жестокости, а также содержащих нецензурную брань. Соцсети не должны разрешать публикации, порочащие граждан по религиозным и политическим убеждениям, по половым и возрастным признакам, расовой или национальной принадлежности, из-за языка, профессии, места жительства и работы. В обязанности владельцев соцсетей входит жесткая фильтрация контента и выявление незаконных публикаций. К ним законодатель отнес информацию: пропагандирующую детскую порнографию и содержащую порнографические изображения несовершеннолетних, оскорбляющую человеческое достоинство и общественную нравственность, содержащую пренебрежение к обществу и государству, официальной символике и органам власти, склоняющую несовершеннолетних к противозаконным действиям, влекущим для них или для других лиц угрозу жизни и здоровью, призывающую к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, а также о способах изготовления и использования наркотических и психотропных веществ, о способах самоубийства и призывов к ним, о запрещенных законодательством азартных играх и лотереях, с предложением розничной продажи через интернет алкогольной продукции. Владелец социальной сети обязан не только выявлять запрещённый контент, но немедленно удалять или блокировать его. Причем если владелец не в состоянии оценить, законна или нет публикация, он обязан в течение суток обратиться за разъяснением в федеральный орган по контролю за СМИ. Пользователь, чей контент показался владельцу сети подозрительным, вправе подать жалобу на решение сети. Владелец рассматривает ее и направляет ответ в течение трех дней. Если пользователь не согласен с ответом, он может обратиться в федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору за СМИ. То есть пользователь не виноват? Может сложиться впечатление, что настоящий закон снял с пользователей ответственность за противоправные публикации и переложил ее на плечи владельцев соцсетей. В какой-то степени это действительно так. По крайней мере, штрафы, которые предусмотрены за неисполнение закона владельцами соцсетей, дают надежду на то, что нежелательной информации станет меньше, граждане, допустившие по глупости или легкомысленности противоправную публикацию, не окажутся на скамье подсудимых, а тысячи детей, попавших в социальную паутину, не сломают себе психику и здоровье. Однако пользователи не должны забывать об административной, гражданско-правовой и даже уголовной ответственности, предусмотренной действующим законодательством за публикацию запрещенного контента. Кроме того, граждане, чьи права оказались нарушенными в результате публикации противоправных материалов, могут обратиться за судебной защитой и возмещением морального вреда. Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Кто ответит за аккаунты в социальных сетях?
© Инвест-Форсайт