Войти в почту

Отдал технику в ремонт — и можешь о ней забыть. Как сеть сервисных центров обманывает людей по всей России

В редакцию Business FM обратилась москвичка Анастасия Дьячкова. Она рассказала, как у нее фактически украли ноутбук за 100 тысяч рублей. Разыскивая сервис в интернете, Анастасия попала на фишинговый сайт — он маскировался под официальный сервисный центр Asus.

Отдал технику в ремонт — и можешь о ней забыть. Как сеть сервисных центров обманывает людей по всей России
© BFM.RU

«Была задача — сделать профилактику ноутбука, еще у меня две клавиши иногда западали. Меня передали специально обученным людям, которые заверили, что являются официальным сервисом, объяснили, что в связи с пандемией я не могу приехать в сервис, поэтому ко мне приедет курьер. Дальше мне позвонили, сказали, что требуется ремонт на 5 тысяч рублей, не гарантийный — я согласилась. Но когда они перезвонили и сказали, что у меня конец материнской плате, и мне нужно оплатить 46 тысяч рублей, собственно, я уже погуглила контору, и до меня начали доходить мои ошибки».

Анастасия перезвонила в сервис — он назывался ООО «Гарант» — и сказала, чтобы в ноутбук не лезли, на что ей ответили, что за это время работы на 46 тысяч рублей уже были выполнены.

Отказавшись платить, наша героиня захотела технику вернуть — но не тут то было. В офисе конторы ноутбук не дали даже посмотреть, не помогла и полиция, которая приехала на вызов. Судьба ноутбука так и осталась неизвестной. Анастасия подала заявление в прокуратуру.

Дальше — больше. В соцсетях нашлись целые группы пострадавших от той же сети — в одной такой, например, сейчас состоит больше тысячи человек. Кого-то обманули на ненужном и дорогом ремонте, кто-то не смог вернуть свою технику, а кто-то вынужден был оплатить услуги курьера — 450 рублей, хотя заявлялось, что доставка бесплатная. Вот история мужчины, пожелавшего остаться анонимным:

— Я вызывал мастера на дом, он посмотрел, дал договор, я подписал и зря это сделал — надо было его прочитать сначала. Он забрал компьютер, потом назвал очень большую стоимость ремонта — 12 или 14 тысяч, я отказался. Он сказал, что он уже какие-то там ремонтные работы провел, поэтому эти деньги необходимо заплатить. На этом разговор закончился, я написал заявление в полицию.

— А что с договором не так?

— Там сказано, например, что заказчик ознакомился с прайс-листом, но никакого прайс-листа мне не давали. Плюс там сказано, что если в течение нескольких дней не оплачивается заказ, исполнитель имеет право реализовать оборудование заказчика.

В полиции заявление приняли, но дело возбуждать отказались: договор, дескать, гражданско-правового характера — идите в суд. И такая реакция правоохранителей была во всех наших историях.

«А на кого в суд подавать?» — спрашивают пострадавшие. Сервис меняет юрлица регулярно. Шесть лет работы, десятки городов России, общее название — FixService24 — и десятки юрлиц: «Контур», «Альянс», «Гарант», «Айклиник», «Эдельвейс», «Экспресс», «Нова», «Альфа-КС», и многие, многие другие. Вот случай Алексея из Новосибирска.

«В начале февраля у меня сломался телевизор. Начал в интернете искать официального представителя LG. И первый же сайт, на который я наткнулся, это был сайт именно этих мошенников. Как я узнал потом, когда любую марку бытовой техники забиваешь, вылезает везде у них, что они являются гарантийным сервисом. Начали звонить и говорить, что накрылась материнская плата, это будет стоить около 40 тысяч. На что я им резонно ответил, что за такие деньги сейчас можно купить новый телевизор. Я открываю официальный сайт LG, связываюсь с техподдержкой, мне заявляют, что про такую фирму слышат первый раз».

Жалоба на сервис не помогла, контакты директора не дают, в гарантии отказали. Сейчас Алексей сидит со сломанной техникой и ждет ответа от прокуратуры. А вот Ольга Новикова из Тюмени попалась на ремонте смартфона — сервис назывался «Экспресс». Samsung Galaxy С8, треснул экран, под замену. Уже в процессе Ольге предложили заодно подпаять зарядку — она согласилась.

«Когда я к ним обратилась, мне сказали, что будет стоить 11800 рублей. В принципе дешевле, я согласна. На следующий день они уже перезванивают сами и предлагают, что подъедет курьер, сумма уже 11200. На следующий день мне звонят и говорят: «Ремонт не 11200, а 17880». В итоге приходит курьер, я включаю телефон, зарядка сразу садится. Я говорю: «А почему так?» «Да нет, вы не переживайте, это нормально. Если что — в сервис». В итоге я им отдаю деньги. На следующий день звоню, говорю: «Вот такая причина, давайте решим вопрос». «Да, мы вам перезвоним в течение двух часов». В итоге меня в таком режиме динамят три дня».

В интернете — море информации об этих сервисах. Жертвы мошенников собирают адреса, телефоны, названия юрлиц, ссылки на каждый поддельный сайт. Страница якобы техцентра Asus, на который попала Анастасия, как и аналогичные обманки с брендами Huawei, Samsung и прочими — была сделан по шаблону, текст содержал ошибки, а в обратной форме для звонка даже не просили указать имя. Регистрация сайта — в феврале этого года, хост — в Варшаве, регистратор — в Германии.

Мы позвонили по одному из номеров в Москве, указанному на сайте этого якобы техцентра Asus. Оператор начал с того, что поинтересовался, какой бренд у ноутбука.

— Никуда подвозить его не нужно, у нас выезжают специалисты, принимают технику на дому. Можно через курьера, внутри города курьер бесплатно, можно мастера на дом вызвать.

— А сама я не могу подъехать?

– Если самостоятельно, по срокам ремонта будет дольше. В приемный пункт чаще всего сдают именно гарантийную технику. Как подъедете, можете сказать свой номер мобильного телефона, вам сделают скидку 15%.

Оператору мы звонили с рабочего телефона, и уже через 20 минут нам перезвонили. Причем другому человеку, и на личный номер. Просили девушку, которая звонила по поводу ноутбука. Видимо, пробили номер по базе, и поняли, что звонили им журналисты. Надо сказать, что мастера в этих сервисных центрах все же существуют. Нам удалось поговорить с бывшим сотрудником этой сети, Никитой Шибановым — он был мастером по ремонту в организации «Гарант», сменившей название на «Айклиник». С рядовыми сотрудниками, по его словам, там тоже особо не церемонятся.

«Люди, когда приходят туда, сразу же понимают, куда они пришли. И для того, чтобы люди не разбегались, не уходили, им всем задерживают зарплату на месяц приблизительно. Все сидят и ждут, куда им наконец-таки ее выплатят, чтобы уйти. Те, кто уходил, естественно, лишались последней зарплаты. Если что-то потеряно, украдено, разбито — никак это не возмещали, просто клиентов кормили завтраками. До момента, пока не сменится юрлицо. Как только юрлицо менялось, уже «это не наша техника, не знаем, обращайтесь в ту фирму».

Бывшие сотрудники обрисовали нам картину, как работает эта сеть изнутри. Никаких документов у них нет — ни в кабинете, ни на стенде. Зарплату задерживают регулярно, потому что руководитель очень любит поиграть на ставках. Клиентам обещают низкие цены и бесплатного курьера, тем и привлекают. А уже потом заламывают ценник за ремонт — отказывается примерно каждый четвертый клиент. За два-три месяца, когда образуется критическая масса недовольных, фирма меняет юрлицо.

Полиция приходит в офис как к себе домой, говорит бывшая сотрудница сначала «Омеги», а потом «Гаранта» в Ростове-на-Дону Дарья.

«Надувательство абсолютное. Проработала два месяца и подумала, что это невозможно на самом деле. Ломали несколько раз технику при мне и пытались навесить это на клиента. Людям невозможно получить свою технику. Получали свою технику те, кто орал, кричал, матерился и вызывал полицию. Полиция приходит: «Ой ребят, че, вы поменялись?» Они там часто так бывают. Они как родненькие приходят уже: «Сделай мне кофе. Сделай мне чай». Вот до такого».

Бывшие сотрудники рассказали нам пару историй: однажды на их глазах клиента развели на 90 тысяч рублей, просто переставив ему в телефон его же батарею. Сотрудники, которые отчаялись получить зарплату, при уходе крадут технику или обчищают кассу. А однажды вся контора переехала, потому что на старом месте разбила телевизор за 400 тысяч рублей. Клиенту ничего не возместили. Посоветовать тут что-либо трудно. Только сказать банальные вещи. Пользоваться проверенными сервисами, проверять документы и сверять каждый договор. По словам юристов, жертвы мошенников делают все правильно: объединяются в группы, подают коллективные заявления, привлекают журналистов — сюжеты и статьи в местных СМИ об этих конторах есть почти в каждом городе. Юристы призывают обжаловать отказы в возбуждении дел и действовать по закону о защите прав потребителей. Делают они все правильно, но показателен здесь финал истории Анастасии Дьячковой — первой пострадавшей, о который мы рассказали. Полиция ей, как и всем остальным, заявила, что состава преступления не видит. Предлагает погуглить, что такое мошенничество, и идти в гражданский суд. Она так и сделала, но пока подавала документы, у ООО «Гарант» сменился учредитель — теперь он находится на Сейшельских островах.