Войти в почту

Индия — плацдарм для инноваций BigTech

Индия — стратегический приоритет для технологических компаний: только в марте-сентябре прошлого года более трети инвестиций пришлось на индийские компании. По определению Марка Цукерберга, страна стала полигоном для инноваций IT-гигантов: «Решения, принимаемые <в Индии> формируют глобальный дискурс о том, как технологии могут создать новые экономические возможности и повысить благосостояние людей».

На обширной индийской аудитории BigTech тестирует механики и продукты, которые сильно отличаются от предложений на западных рынках. Наиболее успешные модели становятся основной для запусков и модификаций продуктов на глобальной основе.

Финтех: платежные супераппы

В Индии IT-гиганты вовремя запустили платежные решения на основе UPI, местного аналога СБП. Google запустил альтернативную версию Google Pay — Tez. Если на большинстве рынков Google Pay — стандартный электронный кошелек, то в Индии Tez работает по модели супераппа. В приложении можно не только оплатить товары и перевести деньги, но и вызвать такси, заказать еду, купить билеты и пр. По модели супераппа работает и Phone Pe, поддерживаемый Walmart.

Опция пожертвований в индийском Google Pay

В отличие от Google Pay, Amazon Pay существует внутри основного приложения Amazon и поддерживает якорный бизнес компании. Линейка финтех-продуктов IT-гиганта в Индии намного шире, чем на западных рынках, и включает автострахование, инвестиции в золото, p2p-переводы и др.

Facebook в финтех-сегменте сделал ставку на WhatsApp с его аудиторией в 400 млн пользователей. Пилотная версия кошелька на основе UPI, запущенная IT-гигантом в 2018 году, попала под запрет регуляторов. Недавно Facebook получил разрешение на запуск WhatsApp Pay на ограниченную аудиторию — 20 млн человек.

E-commerce: ставка на микромагазины

В Индии на онлайн-торговлю приходится всего 3% всех ритейл-продаж. Одна из причин медленного роста e-commerce — наличие разветвленной сети небольших магазинов (kirana). Онлайн-ритейлеры не могут предложить доставку быстрее — пользователю все равно удобнее купить товар в лавке.

По этой причине техногиганты стали заключать партнерства с небольшими лавками, чтобы, с одной стороны, помочь им диджитализироваться, с другой — сделать их частью своих логистических сетей. Например, Amazon помогает небольшим магазинам переводить инвентаризацию в онлайн, а Reliance Jio с Facebook пытаются связать магазины с каждым клиентом по WhatsApp — мессенджер должен превратиться в полноценный маркетплейс. Как и Amazon, Flipkart использует небольшие магазины в качестве партнеров по доставке и фулфилмент-центров.

Опция заказа продуктов в JioMart через WhatsApp

Также BigTech усиливает позиции в e-commerce и e-grocery за счет расширения категорий доставки. Например, Amazon запустил в стране доставку алкогольных напитков и блюд из ресторанов. Раньше, чем в США, Amazon запустил в Индии доставку лекарств. Незадолго до Amazon о выходе на рынок доставки еды заявил Flipkart.

Развлечения: демпинг и адаптация контента

Индия — второй самый быстрорастущий рынок онлайн-развлечений после Китая: количество интернет-пользователей к концу прошлого года выросло до 639 млн, против 574 млн еще в мае. Стратегия BigTech в сфере определяется особенностями индийского рынка: бедная аудитория и низкое проникновение ПК. IT-гиганты снижают цены на подписки, запускают тарифы только для смартфонов и адаптируют контент под индийского потребителя.

Netflix впервые запустил тариф только для смартфонов и снизил цену на подписку до $2,8 в месяц. Spotify предлагает подписку на день или неделю, а в бесплатной версии можно искать и проигрывать любые песни (на западе такая опция отсутствует).

YouTube и Spotify практикуют в Индии предоплаченные тарифы: можно не привязывать карту к сервису и оплатить подписку разово.

Как и на западе, для продвижения подписки технокомпании заключают партнерства с местными операторами. Например, годовая подписка Netflix идет в подарок при оформлении тарифа Vodafone Red. Disney запустил стриминг через местный онлайн-кинотеатр Hotstar.

Еще один элемент стратегий IT-гигантов — создание контента, адаптированного под местную аудиторию. Netflix в этом году выпустит около 40 тайтлов с привлечением популярных болливудских актеров. Spotify предлагает рекомендации на местных диалектах — они меняются в зависимости от города.