Суперапп — новый стандарт на рынке навигации
Конкуренция на рынке навигации усиливается — геосервисы запускают компании из смежных отраслей и IT-гиганты. Собственные карты разрабатывают китайский суперапп Meituan и крупнейший производитель электроники Huawei.
«Классические карты» выходят в новые бизнес-вертикали, чтобы не уступить позиции в конкурентной борьбе и найти альтернативные способы монетизации. Для пользователей карты становятся новой точкой входа в экосистему, а для компаний — базой для создания суперприложений.
Совершенствование навигации
Картографические сервисы продолжают развивать свой якорный бизнес — навигацию. Стандартом индустрии стала indoor-навигация — опцию добавили все навигационные приложения. Яндекс.Карты показывают поэтажные схемы зданий, в первую очередь, ТЦ. Baidu предлагает indoor-навигацию не только для помещений в Китае, но и за рубежом.
Еще одно направления развития — AR. Принадлежащий Alibaba китайский картографический сервис Amap вывел AR-навигацию на новый уровень, разработав версию для водителей (большинство платформ предлагают AR-режим только для пешеходов). Apple добавит AR-режим в indoor-навигацию.
AR-навигация для водителей в Amap
Многие сервисы с помощью навигационных фич демонстрируют приверженность принципам экологичности и социальной ответственности: Яндекс отметил на Картах точки раздельного сбора мусора, а Maps.me — точки сбора одежды. Google Maps еще в 2019 году представил голосовую навигацию для незрячих. IT-гигант разработал эту в функцию в сотрудничестве со слепыми и слабовидящими.
Приоритетное направление развития: Mobility & Foodtech
Пассажирские перевозки, доставка еды и навигация — тесно связанные области, поэтому навигационные сервисы интегрируют функции mobility и foodtech в первую очередь.
Райдхейлинг и прокат велосипедов/самокатов давно добавили западные и отечественные сервисы, правда, с некоторыми ограничениями. В Google Maps и Яндекс.Картах такси можно вызвать только с переходом в стороннее приложение. В Apple Maps можно вызвать Uber и Lyft, если приложения партнеров установлены на смартфоне пользователя. Арендовать велосипеды и самокаты в самих приложениях тоже нельзя, можно только проложить к ним маршрут.
Китайские сервисы в этом плане продвинулись дальше — они работают по модели «агрегатора агрегаторов». Это значит, что в них можно вызвать не только такси-службу экосистемы, но и партнерские райдхейлинги. Например, китайский Amap агрегирует более 40 провайдеров — пользователь может сравнить цены и выбрать наиболее подходящий вариант. Кроме того в китайских сервисах, в отличие от западных конкурентов, можно не только построить маршрут к точкам байк- и кикшеринга, но и оформить сам прокат.
Еще одно отличие китайских навигационных платформ— наличие роботакси. Amap интегрировал беспилотный райдхейлинг AutoX, а Baidu — Apollo Go.
Забронировать столик в ресторане можно практически на всех платформах, а вот заказать еду без перехода в стороннее приложение пока можно только в Google Maps и Amap. В Amap также можно оформить заказ в Starbucks и забрать его в ближайшей точке, чтобы избежать очередей.
Персональные travel-ассистенты
Второе логичное направление развития навигационных сервисов, помимо mobility — путешествия. Здесь можно выделить Baidu и Maps.me, которые заточены именно под travel-направление.
Maps.me путешественники высоко ценят за обилие неочевидной информации (например, тропинки в лесу) и бесплатную офлайн работу навигации. На платформе можно включить слой карт с перепадами высот на местности или опцию «обойти дороги». С помощью последней можно, например, построить маршрут только по асфальтированной дороге, избегая грунтовые участки.
Также в Maps.me можно найти гида, забронировать номер в отеле и купить путеводитель (отдельно либо по подписке). В коронавирус сервис запустил онлайн-путешествия по популярным туристистическим местам: Лувру, Белому дому, Колизею и др.
Baidu хочет стать приложением №1 для китайских пользователей, путешествующих за рубеж — пока лидерство в этой области принадлежит Google Maps. Чтобы усилить позиции в борьбе с западным конкурентом, Baidu добавил в карты бронирований отелей, аудиогиды и разговорники.
Сравнение информации о буддистском храме в Google Maps и Baidu Maps
Социализация навигации
Глобальный тренд на «социализацию всего» не обошел и картографические платформы. Более других навигационных сервисов соцсеть напоминает Google Maps.
Пользователи могут подписываться на новости компаний и «местных экспертов». Еще в Google Maps можно общаться с брендами напрямую — чат открывается из бизнес-карточки компании.
Последнее «социальное» обновление Google Maps — запуск ньюсфида, в котором отображаются новости местных компаний, например, обновление меню или скидки. При этом, Google показывает не только новости брендов, на которые подписан пользователь, но вообще всех компаний района. Такой ньюсфид — пример общего вектора развития новостных лент: от подписок на друзей платформы все больше переходят на персональные рекомендации.
Профиль гида в Google Maps
Зачатки социальных функций есть и у других навигационных сервисов. В Apple Maps пользователи могут создавать коллекции любимых мест, например, любимых пиццерий в Милане, и делиться ими с друзьями. В Baidu можно создавать тематические чаты. Во многих навигационных сервисах есть функция шеринга местоположения с друзьями.
Точки роста: Health & Fintech
Функции в сегментах «финансы» и «здоровье» — потенциальная область роста для навигационных сервисов, хотя пока эти направления развиты слабо.
Недавно Maps.me запустил мультивалютный кошелек — первый кейс, когда навигационный сервис запустил собственный платежный инструмент. Шаги в области e-Health делают Яндекс и Google: в Яндекс.Картах можно искать лекарства и сравнивать цены на них в разных аптеках; Google Maps в пандемию при поиске поликлиник добавил возможность брони онлайн-консультаций прямо из карт.
Опция поиска и брони лекарств в Яндекс.Картах