Войти в почту

«Коммерсантъ»: в России хотят идентифицировать интернет-пользователей по номеру телефона

Россвязь хочет идентифицировать пользователей интернет-сервисов и виртуальной телефонии с помощью системы сопоставления телефонного номера и доменного имени, пишет «Коммерсантъ». Проверить, можно ли внедрить такую систему, Россвязь поручила подконтрольному ЦНИИС. Тендер почти на 33 млн рублей размещен на портале госзакупок.

«Коммерсантъ»: в России хотят идентифицировать интернет-пользователей по номеру телефона
© BFM.RU

Для идентификации пользователей Россвязь хочет использовать так называемый протокол ENUM. Номер телефона через этот протокол можно превратить в домен, после этого абонент может свободно звонить на телефоны из интернет-программ, в том числе мессенджеров.

Эту систему уже используют мобильные операторы, для оказания услуги звонков по интернет-протоколу. Несколько операторов, в том числе Tele2, МТС и «Вымпелком» — отказались от комментариев, отмечает «Коммерсантъ». Директор по сетевой инфраструктуре компании «Мегафон» Валентин Полозенко ограничился таким заявлением:

Валентин Полозенко директор по сетевой инфраструктуре компании «МегаФон» «На сегодняшний день мы используем ENUM интерфейс для установление голосовых Voice over IP соединений между абонентами. Внедрение на федеральном уровне вполне возможно только в том случае, если все операторы будут в этом заинтересованы».

В Россвязи пояснили, что тендер проводился по программе «Цифровая экономика». Business FM обратилась за разъяснениями в Минцифры, там перенаправили обращение в ЦНИИС. В институте привели некоторые подробности исследования, в частности, о привязке идентификации к протоколу ENUM. Комментирует руководитель службы базы данных перенесенных абонентских номеров Игорь Бухарев.

Игорь Бухарев руководитель службы базы данных перенесенных абонентских номеров «Технология не суперновая, она уже в ряде стран используется. Где-то используется более активно, где-то менее. Насколько на текущий момент целесообразно и обоснованно ее применение в нашей стране, на эти вопросы должны получить ответы в рамках исследования. Насколько я помню, работа разбита на несколько этапов. Часть этапов, по-моему, рассчитана на текущий год, часть этапов уже на следующий, на 2022-й».

Проект на словах выглядит сложным, но на самом деле Россвязь просто предлагает сделать номер телефона постоянным идентификатором человека. Здесь нет рисков, только удобство, говорит эксперт по кибербезопасности Вадим Подольный.

Вадим Подольный эксперт по кибербезопасности «То, что у нас появляются различные идентификаторы, уже реальность. И у каждого человека безумное количество этих идентификаторов. Это номер паспорта, ИНН, адрес электронной почты. Возникает вопрос о том, чтобы эти идентификаторы становились юридически значимыми. Номер телефона становится идентификатором, им можно пользоваться для различных целей. Это аутентификация в банке, регистрация в Сети. Вам предлагается указать номер телефона, и по этому номеру телефона вам приходит пароль или вам перезванивает какая-то служба, и вас пускают в интернет. Это и так происходит, просто после этого [внедрения новой системы] однозначно вас можно будет идентифицировать по этому номеру. Потому что, если с вашего номера телефона, например, авторизоваться в кафе, и из этого кафе взломать какой-нибудь банк, то вы в суде сможете сказать: «Да это не я, это у меня украли номер». А при применении новой системы, как я понимаю, это будет сделать намного сложнее».

По оценке экспертов и участников рынка, с идентификацией по номеру телефона Россия идет наперекор мировой практике: в других странах обычно используют идентификацию пользователя по устройству, или генерации кода. К тому же на внедрение новой системы у властей может уйти от пяти до десяти лет, и идея может сильно устареть.

Проект может и вовсе не дойти до финала, отмечают эксперты, так как внедрить подобную технологию Россвязь предлагала еще пять лет назад, но тендер был размещен только сейчас. Скоро Россвязь отойдет в подчинение Минцифры и, возможно, ведомство просто распределяет бюджеты перед реорганизацией.