Войти в почту

Звонки от робота: как остановить телефонный спам

 Количество телефонного спама в последнее время стало таким большим, что лишний раз не хочется отвечать на звонок. Может, есть способ автоматически отсечь назойливых телефонных продавцов?

Звонки от робота: как остановить телефонный спам
© Экспресс газета

По данным опроса компании «Яндекс», 83 процента россиян получали в 2020 году ежедневные спам-звонки. Мы говорим не о знаменитых «службах безопасности банка», когда мошенники пытаются развести вас на деньги. А о всяких «выгодных предложениях». Расчет на то, что из десятков тысяч людей кто-то да согласится. Ведь для компаний стоимость такого обзвона сравнительно невысокая.

Кому проблема, кому возможность

Участники «большой тройки» телефонных операторов прекрасно осведомлены о проблеме. МТС, например, на ней зарабатывает. Услуга «Антиспам» стоит 1 руб. в день. Вроде незначительно, но вместо того чтобы улучшить свой сервис, компания придумала, как еще немного нажиться.

«Мегафон» раньше предлагал «оригинальное» решение. За те же 365 руб. в год пользователю предоставлялась возможность самому внести до 100 спам-номеров в личный «черный список». Притом что возможность «черного списка» есть практически на каждом телефоне изначально и не зависит от оператора. А спамеры постоянно обновляют свои номера, даже у одной конторы может быть сотня-другая виртуальных телефонов. После волны возмущения «Мегафон» согласился блокировать рекламщиков бесплатно. Правда, сначала пользователь должен отослать заколебавший номер в службу принятия претензий оператора.

На их фоне услуга «Антиспам» от «Билайна» - самая качественная: бесплатная и позволяет внести звонившего в «черный список» одним нажатием после разговора. Однако забавно, что «в комплекте» с ней идет билайновский «Хамелеон» - официальный спам от оператора. По несколько раз в день вы получаете сообщения «с массой полезной информации», как пишет оператор. Если вы, смахивая его, случайно нажмете на «Далее», с вас спишутся деньги. «Хамелеон» надо отключать отдельно.

Корыстный интерес

Жулики, кстати, придумали, как обходить автоматическую блокировку. Теперь не они названивают, а делают так, чтобы перезвонили вы. Бывало же так: короткий вызов, на который вы не успели ответить. Перезваниваете, и в ответ вас радуют «выгодным предложением» на овощерезки или генераторы.

Может показаться, что назойливые звонки и сообщения только раздражают и отбирают время. На самом деле они могут поставить под угрозу. Можно попасть на «платный вызов», когда с вас спишут деньги. А если перейдете по сомнительной ссылке в сообщении - могут похитить ваши персональные данные.

Отсечь приставал

К счастью, если с проблемой не спешат бороться операторы, подключаются сторонние фирмы. Существует множество антиспам-приложений, которые можно установить на телефон.

Определитель номера от «Яндекс». Использует базу данных об организациях, информация о которых есть в «Яндексе», а также постоянно обновляемую базу мошеннических номеров. Чтобы его установить, нужно скачать на телефон приложение «Яндекс с Алисой» и сказать голосовому помощнику: «Алиса, включи определитель номера». Приложение бесплатное!

Kaspersky Who Calls. Приложение от одной из главных фирм по защите информации. В бесплатной версии вам будут блокировать звонки мошенников, назойливую рекламу, но и время от времени показывать собственную рекламу. Полный функционал с гибкой настройкой и информацией о звонящем номере стоит 1190 руб. в год.

Truecaller, Showcaller, CallApp и другие. Антиспам-приложений существует много. Они отличаются дизайном и функционалом. Например, Drupe позволяет записывать телефонные разговоры (эта функция сегодня отключена на большинстве телефонов), а Eye Con мониторит спам-бизнесы по базе Facebook. Однако у всех этих приложений есть два важных ограничения. Первое - стоимость: от 1500 до 2500 тыс. руб. в год. Второе - они с трудом определяют российских спамеров, хотя хорошо отсекают виртуальные международные номера.

Кстати Английское слово spam - изначально торговая марка консервированной ветчины. После Второй мировой войны осталось несколько миллиардов этих банок. Чтобы избавиться от них, фирма-производитель разместила рекламу где только можно: на телевидении, плакатах, радио и в газетах.