Войти в почту

Рестораны будущего: электронные чаевые и бесконтактное меню

Эксперты предрекали ресторанному бизнесу устойчивый рост. Пандемия изменила и реальность, и прогнозы — столики в кафе пустуют, оборот индустрии, по данным Росстата, за 9 месяцев 2020 года снизился на четверть по сравнению с тем же периодом в 2019 году. Бизнес ищет новые решения для увеличения доходов и привлечения клиентов. Стартапы готовы эти решения предложить. Олег Сужаев, CEO проекта Restik, разрабатывающего облачные инструменты для автоматизации ресторанного бизнеса, считает, что без цифровизации современному ресторану не обойтись — IT-решения позволяют следить за тем, какие продукты заканчиваются на складе, упростить прием заказов, контролировать работу заведения из любой точки мира, был бы только под рукой гаджет с доступом в интернет. Похоже, бумажные меню, купюры-чаевые, долгое ожидание официанта и еды уходят в прошлое… Олег Сужаев, CEO проекта Restik «Цифра» на блюдечке Все началось в 2014 году, когда Олег Сужаев часто ходил в кафе, чтобы там спокойно поработать. Тогда он занимался разработкой мобильных приложений, делал разные проекты на фрилансе. Место, которое облюбовал Олег, было отличным, вот только гостей в нем становилось все больше. Из-за этого начали страдать сервис и скорость обслуживания. Олег подумал, что было бы круто создать приложение для заказа и оплаты еды прямо со смартфона, чтобы не ждать подолгу официанта, кофе, обеда. С этих мыслей и началось его постепенное погружение в ресторанный бизнес. Сужаев решил создать приложение для заказа еды, которое нужно было интегрировать с системами учета ресторанов, где официанты пробивают все заказы, отправляют их на кухню и печатают чеки, а бухгалтеры, управляющие и владельцы ведут учет всего: продуктов, денег, постоянных гостей. На этапе интеграции с системами автоматизации стало понятно, что это очень больно с точки зрения использования. Системы оказались устаревшими, сложными и дорогими. Тогда у Сужаева и промелькнула мысль: а если сделать свою современную систему автоматизации, а потом построить экосистему сервисов вокруг нее? В 2016 году Олег с другом, Кириллом Гусевым, набросали план запуска проекта и начали собирать команду, искать партнеров. «Сейчас в компании уже семь сооснователей. На старте я отвечал за продукт и разработку, Кирилл был первым человеком, который поверил в проект и помогал в финансовых и юридических вопросах, по сути, стал первым инвестором Restik. В течение года к нам присоединились Леша, Эд и Саша. Команда собралась сильная (до Restik мы работали в таких компаниях, как “ВКонтакте”, JetBrains, Google), думаю, именно благодаря этому у нас получился отличный продукт: простой, удобный, надежный», — говорит Сужаев. Реальная команда и виртуальная кухня MVP (минимально жизнеспособный продукт) ребята запустили в 2018 году. Конечно, не все шло гладко — в первые полгода после запуска продаж не было совсем. Оказалось, на этом рынке очень высокий порог входа для новых компаний. Стало ясно, что просто сделать приложение для официантов и базового учета недостаточно — такой продукт не нужен, если в системе нет складского учета, CRM (системы управления взаимоотношениями с клиентами) и еще кучи разных функций. Проект приходилось дорабатывать по вечерам после основной работы и по выходным, поэтому на его реализацию понадобилось довольно много времени. По словам Сужаева, это был сложный период: работы очень много, а результата не видно. Но в конце 2019 года случился тот самый product/market fit, когда наконец пошли продажи. Помимо разработки продукта, предприниматели пытались разобраться в том, как строить бизнес, — Restik стала для всех первой собственной компанией. «Тут сложность в том, что нормального образования в России на эту тему тогда еще не было. Ты либо пробуешь и ошибаешься, либо находишь ментора, который помогает избежать многих ошибок и ускорить процесс. Мы сначала шли по первому пути, а потом совершенно случайно познакомились с Витей Христенко (CEO Muzlab), он стал нашим эдвайзером, помог разобраться, куда мы идем и что вообще делаем», — делится Сужаев. Еще через несколько месяцев к команде присоединился Александр Сысоев (основатель Российского ресторанного фестиваля и проекта «Сысоев FM»), вместе с которым ребята запустили новые сервисы и подключили к ним больше 400 заведений. Простое решение Первое время зарплаты в Restik не платили, просто каждый член команды получил долю в компании. Деньги тратили только на оборудование, инфраструктуру, необходимые инструменты и разовые работы, например дизайн. Но продукт — это половина работы. Нужно было где-то искать клиентов, поэтому основные расходы, по словам Сужаева, уходили на маркетинг. Начинали с совсем небольших бюджетов (около 10 тысяч рублей в месяц), постепенно их увеличивали, параллельно улучшая продукт. Сейчас стартап уже окупает все расходы, но весь заработок команда реинвестирует в рост и развитие сервиса. Ведутся переговоры с инвесторами — нужны средства на усиление маркетинга и продаж. По словам Сужаева, на рынке систем автоматизаций для общепита есть две крупные компании, которые занимают около 80% рынка и еще несколько небольших компаний, которые делят оставшиеся 20%. В основном продукты, представленные на рынке, сложные и дорогие. Системы подходят для сетевых заведений и ресторанных групп. За огромное количество функций и предельную гибкость эти системы платят простотой и понятностью. К тому же многие заведения используют возможности сложных и дорогостоящих систем всего на 10–20%. Стартап Олега Сужаева занял нишу простых решений для автоматизации ресторанного бизнеса. Прием заказов, печать чеков, статистика, складской учет — что еще нужно небольшому ресторану? Благодаря цифровизации официанты могут принять заказ и сразу, не отходя от столика, внести его в систему учета, а владелец заведения — наблюдать за работой ресторана в режиме реального времени и видеть, в какие дни недели получается самый высокий средний чек, в какие часы приходит меньше всего гостей, растет ли выручка. «Начать работу с Restik можно в день регистрации даже с личного смартфона или планшета. Заведению не понадобится дорогое оборудование и выезд специалистов для установки. Все просто и понятно, почти как пользоваться соцсетями», — объясняет Олег. Тренды после пандемии В марте-апреле, когда большинство заведений в крупных городах закрылось, выручка Restik упала почти в два раза. «В этот момент мы как раз познакомились с Сашей Сысоевым и решили сделать совместный проект, который позволил бы рестораторам запускать сайт доставки для своего заведения буквально в несколько кликов. За первый месяц работы мы подключили порядка 130 заведений — они смогли продолжать радовать гостей и зарабатывать, когда физически все было закрыто. Для многих наш сайт стал единственным источником заработка. Только в мае через него было сделано заказов на 30 млн рублей. И самое главное — мы не брали комиссий с заказов, заведения просто платили нам 990 рублей в месяц, чтобы пользоваться сайтом доставки», — вспоминает Олег. Позже, когда ограничения начали снимать, в Restik добавилась возможность создания бесконтактного электронного QR-меню. По словам Сужаева, пандемия ускорила процесс внедрения технологий в очень консервативный ресторанный бизнес. И рестораторы, и гости ощутили пользу и удобство онлайн-заказов. Крупные сети начали запускать полностью автоматические рестораны, небольшие заведения вышли в онлайн и не собираются останавливаться. Сужаев считает, что тренд на простые, понятные и эффективные инструменты для ресторанного бизнеса и для взаимодействия ресторанов с гостями не исчезнет и после пандемии. Станет нормой делать предзаказы в ресторанах и приходить в заведение к нужному времени, когда все уже готово. Станет нормой смотреть меню с мобильного телефона (это к тому же безопаснее — бумажные меню содержат на своих страницах не только красивые картинки и описания блюд, но и множество микробов), официанты все чаще будут принимать заказы с помощью своих смартфонов. И конечно, станет нормой оставлять электронные чаевые, ведь, по данным Центробанка, за второй квартал 2020 года доля безналичных платежей в России выросла до 70%. Посетители ресторанов все реже берут с собой кошельки и наличные — гораздо удобнее считать с помощью телефона QR-код на чеке и оплатить онлайн любую сумму. «Сейчас ресторанная сфера переживает не лучшие времена, поэтому заведения будут идти в сторону недорогих решений, благодаря современным подходам и технологиям смогут с меньшими затратами создавать и поддерживать отличные продукты. Мы верим, что это позволит многим компаниям расти быстрее и делать ресторанную сферу технологичнее. От этого выиграют все: сервис улучшится, заведения будут больше зарабатывать и меньше тратить, а еда станет качественнее и вкуснее», — считает Олег Сужаев. Автор: Наталья Сысоева

Рестораны будущего: электронные чаевые и бесконтактное меню
© Инвест-Форсайт