Войти в почту

Эдвард Сноуден сравнил Google и Facebook с АНБ

Москва, 6 ноября - "Вести.Экономика" Компании Facebook и Google делают то же, что и Агентство национальной безопасности США (АНБ) - собирают подробную информацию о личной жизни пользователей, получая тем самым огромную власть, заявил бывший сотрудник АНБ Эдвард Сноуден. В 2013 году Сноуден предал огласке сведения о методах электронной слежки американских спецслужб, в том числе о нелегальной прослушке переговоров зарубежных лидеров. С августа 2014 года Сноуден живет в России, на родине его ждет суд за шпионаж и длительный тюремный срок. Американский активист выступил по видеосвязи на технологической конференции Web Summit в Лиссабоне (Португалия). Сноуден подчеркнул, что Facebook преследует цель собрать как можно больше информации о личной жизни людей, а затем использовать это ради обогащения. Тем же, по его мнению, занимается и АНБ. При этом Сноуден раскритиковал и Google, отмечая, что эта фирма собирает данные таким же образом. «У Facebook нет никаких значимых оснований для чтения ваших писем. У Google нет никаких веских причин знать, какие SMS вы отправляете маме. Чем больше эти компании знают о вас, тем больше у них возможностей изучить всю вашу частную жизнь, что даёт им огромную власть», — прокомментировал Сноуден. «Во всех других секторах существуют серьёзные обязывающие законы. Если вы выпустите лекарство, которое убивает, то вы окажетесь в тюрьме. Если вы произведёте автомобиль, который горит и становится причиной смертей, то на вас подадут в суд и посадят в тюрьму. Однако у нас нет никаких обязывающих законов, когда речь заходит о программном обеспечении», — отметил Сноуден. Вместе с тем Сноуден уверен, что пользователям совсем не всё равно, что происходит с их личными данными, однако проблема заключается в их настрое. «Людей на самом деле это беспокоит весьма сильно. Однако они чувствуют себя беспомощными, и для того, чтобы жить с этим, они говорят себе: «Мне всё равно», — подчеркнул он. Сноуден также дал смешанную оценку одной из недавних попыток ограничить использование данных крупными технологиями - "Общему регламенту по защите данных" (GDPR), который впервые вступил в силу в мае 2018 года. Этот закон устанавливает строгие требования к способам хранения и использования данных. Регуляторы и защитники конфиденциальности назвали законодательство победой для потребителей, которые стремятся к большему контролю над своими личными данными, особенно после нашумевшей истории с Cambridge Analytica. Закон включает в себя ключевые принципы и требует от компаний уведомлять органы власти о любых нарушениях данных в течение 72 часов. За несоблюдение принципов накладывается штраф в размере от 10 млн до 20 млн евро или от 2% до 4% от годового оборота компании. Регламент действует на территории ЕС, но главы техгигантов считают, что аналогичный GDPR закон должен быть принят и в США. Многие штаты уже разрабатывают собственные версии регламента о защите персональных данных, в то время как главы компании и политики спешат найти недостатки в существующем в Европе GDPR. "В то время как законодатели разрабатывают новые правила конфиденциальности, я надеюсь, что они могут смогут ответить на некоторые вопросы, которые остаются открытыми для GDPR", - писал глава Facebook Марк Цукерберг в своем блоге в марте. Microsoft поддержала призывы Apple и других IT-компаний к принятию аналогичного закона в США. Microsoft уже внедрила защиты уровня GDPR для всех своих клиентов, но считает, что добровольных шагов со стороны технологических гигантов недостаточно: нужны законодательно закрепленные правила на уровне страны. GDPR содержит 99 отдельных статей, но главными из них являются четыре требования для компаний, которые хотят хранить и обрабатывать персональные данные: наличие конкретной и законной причины для обработки данных, персональные данные должны быть зашифрованы, у пользователя должна быть возможность скопировать свои данные, пользователи могут попросить удалить их данные. Сноуден назвал GDPR "хорошим законодательным актом с точки зрения усилий", но также сказал, что инициатива упускает из виду главную проблему, вызванную крупными технологическими компаниями. "Общий регламент по защите данных" не устраняет эту проблему, которая кроется не в защите, а в сборе данных", - считает Сноуден. "Регулирование защиты данных предполагает, что сбор данных в первую очередь был правомерным, что он не представляет угрозы или опасности, что можно постоянно шпионить за всеми, будь то клиенты или граждане, при условии, что данные никогда никуда не просочатся", - продолжил экс-сотрудник АНБ. Сноуден уверен, что нужно пересматривать подходы к самому использованию интернета: «Эксплуатируются не данные, а сами люди». Бывший спецагент заявил: люди не должны доверять браузерам и провайдерам.

Эдвард Сноуден сравнил Google и Facebook с АНБ
© Вести Экономика