Войти в почту

«Яндекс» нашел способ следить за доходами пользователей

Компания «Яндекс» разработала способ определения доходов пользователей своих сервисов. Корпорация уже зарегистрировала соответствующий патент, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на «Известия». Патент, зарегистрированный «Яндексом», получил название «Система и способ определения дохода пользователя мобильного устройства». Заявка от корпорации поступила еще в апреле 2017-го, но зарегистрировано Роспатентом изобретение было только в этом году. Как следует из описания, доход предполагается определять по профессии пользователя. Это можно сделать, проанализировав данные GPS, окружающие звуки и «подсмотрев», какие сторонние приложения для работы есть на смартфоне (веб-сервисы по управлению строительством, сервисы доставки, веб-сервисы поливки и так далее). К примеру, строителя выдаст постоянный шум — в патенте приведены в качестве примера работы по сносу, плотницкие и сварочные работы. Также в документе фигурируют профессии водителя такси, курьера, официанта и художника. Описанная технология не всегда может точно определить профессию пользователя, полагает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. К примеру, данные с сенсоров девайсов санитарки и главврача будут примерно одинаковыми. Потом, даже точное определение профессии не дает представления о доходе, считает Александр Сафонов. Патент был оформлен на конкретную бизнес-идею, которую придумал работавший в корпорации на момент подачи заявки Леонид Шныр — он же указан в числе авторов изобретения. — Эта идея может никогда не быть реализованной, но она имеет большой потенциал, поэтому решили запатентовать. Вопрос не в том, что описанный подход лучше используемых сейчас в работе с данными. Важно, что он открывает новые возможности. Уверен, если «Яндекс» будет использовать этот патент (или уже использует), всё будет реализовано в рамках законодательства, — сказал Леонид Шныр. На сбор материалов через микрофон, маршрутов, информации о приложениях требуется получать согласие пользователя, пояснил замдиректора координационного центра национального домена сети интернет Сергей Копылов. Оно может быть выражено галочкой, которую приложения предлагают поставить перед началом работы как знак принятия правил использования сервиса, пояснил он. Больше 90% людей не читают документы, считая это слишком утомительным занятием, заметил Сергей Копылов. Он предположил, что, даже не используя систему, «Яндекс» может на ней заработать, предъявив судебные претензии к другим корпорациям, если они захотят собирать те же данные. При этом в «Политике конфиденциальности» корпорации указано, что она может не только самостоятельно использовать персональную информацию, но и передавать ее рекламодателям и другим партнерам. Защититься от прослушивания и других способов слежки за пользователями позволяют сами гаджеты, отметил глава департамента разработок Bitware Дмитрий Мурзинов. К примеру, техника Apple позволяет запрещать приложениям доступ к геологации, микрофону, камере и так далее или разрешать его лишь при использовании сервисов. Аналогичные механизмы есть и у смартфонов на Android. За поведением владельцев гаджетов следят многие корпорации, уверен директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков. Например, многие замечали, что, если поговорить рядом со смартфоном о каком-либо товаре, в Facebook начинает появляться его реклама. Американские конгрессмены даже спрашивали основателя соцсети Марка Цукерберга, подслушивает ли приложение пользователей, однако бизнесмен опровергал эту информацию. В сборе данных через микрофон или наличии такой возможности ранее уличали Google и Apple, напомнил Владимир Зыков. Эксперты не исключают, что собранной информацией могут заинтересоваться и спецслужбы.

«Яндекс» нашел способ следить за доходами пользователей
© Хабаровский край сегодня