Войти в почту

Будущее интернета: конвергенция соцсетей и универсальные помощники

В начале XXI века важнейшими узлами интернета были поисковики. Многие пользователи начинали свой «визит» в пространство всемирной паутины именно с поисковика, который находил вошедшему нужные сайты. Сегодня самыми значимыми интернет-ресурсами, безусловно, стали социальные сети. Именно господство социальных сетей является наиболее характерной чертой современного этапа развития интернета. Однако жизнь не стоит на месте, и интернет будет развиваться дальше. Но куда? Художник: Юрий Аратовский Начинается эпоха мессенджеров? Некоторые эксперты считают, что вместо соцсетей трон «королей интернета» в обозримом будущем займут мессенджеры. Основатель компании по продвижению брендов RedPear Елизавета Гладышева считает, что соцсети разобщают людей, а мессенджеры возвращают им возможность общаться, и более того: мировой Форум SMM признал, что в 2020 году 40% продаж будут происходить в мессенджерах. Елена Яковлева, директор департамента развития Независимого форума «ПроНовострой», полагает, что наиболее перспективной идеей являются видоизмененные мессенджеры, располагающие дополнительными функциями, и образцом здесь может служить китайский WeChat. «За последние годы люди смогли убедиться, что у социальных сетей есть не только однозначные преимущества, но и, к сожалению, серьёзные недостатки, – замечает SMM-директор маркетинговой платформы Boompublic Роман Тарамакин. – Скандалы с Facebook, “ВКонтакте”, утери данных, суды – всё это мотивирует людей сделать шаг к более приватному, закрытому общению. Потому в том же Facebook огромной популярностью пользуются закрытые и модерируемые группы, ровно по этой же причине сейчас происходит бум мессенджеров, которые, по сути, становятся для многих новыми соцсетями». Но что будет происходить с самими соцсетями? Бунт против Цукерберга Постоянно меняющиеся правила работы Facebook вызывают столько жалоб, что многие пользователи, может быть, ушли бы из «царства Марка Цукерберга» куда-нибудь в другую сеть, но любой другой сети, во-первых, не хватает масштабов, а во-вторых, при переходе жалко терять наработанный социальный капитал, то есть наращенные внутри Facebook дружеские связи. На фоне массового недовольства политикой Facebook перспективной представляется идея плагина – надстройки, изменяющей Facebook в соответствии с вашими желаниями: в частности, преобразующей ленту в хронологическую или перестраивающей ее в соответствии с более понятными и установленными пользователем приоритетами – чтобы не было жалоб, что хорошего друга давно не видел. Примером такого плагина является Social Fixer, который позволяет пользователям Facebook настроить свою страничку в соответствии со своими предпочтениями и при этом организовать фильтр ленты новостей, скрывая нежелательные рекламные сообщения и однообразные посты «друзей» – вообще настраивая отображение ленты. Однако Social Fixer существует вопреки желанию руководства Facebook, что (по свидетельству пользователей) порождает регулярные сбои. Впрочем, существуют куда более важные задачи, чем изменения интерфейса отдельной – пусть даже крайне влиятельной – соцсети. Агрегаторы для соцсетей Глядя на существующее сегодня в интернете «сетевое хозяйство», прежде всего обращаешь внимание на то, что каждая соцсеть представляет собою отдельное и довольно замкнутое «государство». Это порождает трудности и при проведении маркетиноговых кампаний в соцстеях, и при общении – достаточно вспомнить, какая «мифология» существует в России по поводу того, чем отличается публика в сетях «ВКонтакте» и Facebook. Между тем исторический опыт любых технических и социальных систем показывает: по мере своего развития они расположены к конвергенции и интеграции – государства вступают в союзы, железные дороги переходят на единый стандарт колеи и т.д. Можем ли мы предположить, что в дальнейшем увидим интеграцию разных соцсетей? Одним из инструментов такой интеграции могут быть особые сервисы-агрегаторы разных соцсетей. Например, агрегатор может транслировать в вашу ленту сообщения из разных соцсетей и позволять общаться с пользователями «ВКонтакте», Facebook и Twitter одновременно. Роман Тарамакин рассказывает, что такие уже существующие сервисы, как Franz или Rambox объединяют обмен сообщениями в десятках соцсетей в одном приложении. Сервисы вроде Taggbox, Juicer или Curator позволяют объединить ленты десятков аккаунтов в соцсетях и выводить их для своей аудитории в виде одной красивой ленты. Наконец, можно отслеживать десятки своих аккаунтов в различных сетях при помощи сервисов вроде Hootsuite. «Но пока нет чего-то по-настоящему мейнстримового, массового, что было бы в ходу у обычных пользователей», – отмечает эксперт. Игорь Пылаев, сопредседатель комитета по развитию индустрии кино и телевидения «Деловой России», считает, что перспективной идеей являются агрегаторы контента на основе искусственного интеллекта, которые позволяют объединять в пулы и модерировать информацию по интересам со всех мало-мальски популярных социальных сетей. Однако значительное число опрошенных экспертов смотрят на идею агрегаторов скорее скептически. Елена Яковлева полагает, что сфера действия агрегаторов соцсетей может быть только ограниченной: агрегаторы будут интересны скорее бизнес-сообществу, блогерам и всем, кто пользуется несколькими сетями, ежедневно публикуя материал в каждой из них. Остальные пользователи, как правило, отдают предпочтение одной-двум соцсетям. С этим мнением согласен совладелец интернет-агентства Vizioner и основатель клуба маркетологов Marketologist Артур Цыба: «Лично я испытываю острую необходимость агрегировать все соцсети и мессенджеры в какое-то “одно окно”. Но меня едва ли можно назвать типичным пользователем. Яркий пример тому, насколько мал запрос на агрегаторы, – приложение QIP, которое в определённый момент стало “вбирать” в себя все современные ему мессенджеры. Увы, эта возможность не обеспечила критической массы почитателей, и пользователи “перебежали” в WhatsApp и Viber, потому что нашли в них что-то более существенное». Конвергенция сетей Агрегаторы могут не понадобится, если сами соцсети начнут интегрироваться друг с другом. Для тех, кто при уходе из Facebook не хотел бы терять наработанные там связи, перспективной бизнес-идеей была бы соцсеть, которая бы позволила «транслировать» в нее все имеющиеся «зафренживания», причем если друзья не захотят перемещаться в новую соцсеть, она должна позволять им общаться с вами из Facebook. Нужны соцсети с открытыми программными интерфейсами, позволяющие перенастраивать интерфейс и дополнять его внешними приложениями. Нужны возможности трансляции в ленту постов из других соцсетей. Нужна пересылка сообщений между мессенджерами. Нужен поиск пользователя «ВКонтакте» поисковиком Facebook и возможность публикации в хронике «ВКонтакте» из Facebook. Если развитие зайдет достаточно далеко, конкретная соцсеть станет только интерфейсом, но не эксклюзивным каналом доступа к своим пользователям. Аккаунт пользователя станет не просто регистрацией в конкретной соцсети, а универсальным цифровым профилем человека, через который тот сможет присутствовать в самых разных сетях и платформах. Кстати, именно эту логику развития интернета сегодня используют те сайты, которые прибегают к идентификации пользователей через аккаунты в соцсетях. Если эта линия развития зайдет достаточно далеко – уже не будет отдельных соцсетей, но возникнет единое межсетевое пространство. Сейчас соцсети – отдельные государства, но и тут будет глобализация и космополитизм. «Со временем все социальные сети можно будет связать между собой либо стандартными настройками, либо с помощью сторонних сервисов. Идея объединения перспективна, поскольку это очень удобно», – уверен Виталий Стукалов, владелец сайта ruamo.ru и сервиса sovetnik-off.ru. Проблема лишь в том, что сами соцсети пока не горят желанием интегрироваться с конкурентами. «Идея конвергенции соцстей для пользователя – идеальна, а для самих площадок не очень, ведь тут много вопросов вызывает как технический момент, так и финансовый: прибыль с рекламодателей – как считать, как делить, где и кому реклама показывается», – отмечает управляющий партнёр коммуникационного агентства «Русинтернетком» Нана Куликова. «На соцсети привыкли смотреть скорее с позиции пользователей, да, им хотелось бы существовать “вне границ” площадок. Но давайте попробуем взглянуть с точки зрения собственников: нужна ли им подобная конвергенция? Думаю, не нужна. Вся прелесть, что по каждому пользователю формируются данные, его предпочтения и интересы, уникальная лента. Это и есть сущность, привлекательность соцмедиа. Как подобные данные будут формироваться и обрабатываться за пределами контролируемой соцсети? Как зарабатывать на таргетированной рекламе? Как соблюдать безопасность данных?» – спрашивает SMM-менеджер компании «Байкал-Сервис ТК» Денис Паечкин. В то же время Елена Яковлева обращает внимание, что модель интеграции разных сетей уже успешно работает в отношении Facebook, Instagram и других подконтрольных Facebook платформ. «Существует большое количество различных сторонних сервисов для кросспостинга, позволяющих осуществить публикацию одного и того же поста в различные социальные сети (Hootsuite, Buffer) – и они очень востребованы, – говорит Роман Тарамакин. – Но, конечно же, простому пользователю было бы удобнее, если бы эти возможности были нативными, как, например, уже существующая возможность при публикации в Facebook заодно отправить пост в Instagram. Если такие возможности у сетей будут расширяться, пользователи будут только за». Универсализация сервисов Альтернативой интеграции соцсетей может стать универсализация их функционала – то есть появление сетей и других сервисов, обслуживающих предельно широкий спектр самых разнообразных потребностей своих пользователей. Артур Цыба полагает, что следующим этапом развития всемирной паутины будет формирование крупных экосистем, обеспечивающих более широкий спектр потребностей, нежели ведение блога, переписка и потребление медиаконтента. Ведь уже сегодня соцсети и другие сервисы со своих территорий постепенно внедряются на соседние. Форматы перетекают друг в друга, у аудиторий становится всё меньше поводов «выбираться из кокона» своей соцсети. «В будущем появятся некие контексты нашего пребывания на платформе, например: “поиск информации”, “переписка с другом”, “сканирование предложений о работе”, “аренда жилья” и т.п. В зависимости от контекста сервис будет предоставлять различный инструментарий, запоминать логику наших действий и перестраивать всё последующее взаимодействие в соответствии с этой логикой. Изменения коснутся не только самого инструментария, но и интерфейсов, через которые этот инструментарий предоставляется. Если сейчас нам приходится совершать осознанные клики между сервисами “Яндекса”, чтобы точно указать, что именно мы сейчас ищем, то паттерн будущего – это просто написать свою потребность. Или, скорее даже, озвучить. То есть голосовые помощники типа “Алисы” и “Гугл.Ассистента” – это точка перехода из “сегодня” в “завтра”», – прогнозирует Артур Цыба. Человека в будущем станет сопровождать некий «личный секретарь», которому можно будет делегировать большую часть рутины, что частично освободит пользователя от постоянного мониторинга информации. Этот прогноз об универсализации сервисов полностью поддерживает CEO компании «Облачные технологии» Евгений Бубнов. По его мнению, пользователь хочет открыть одно приложение в телефоне или один сайт на компьютере и «жить» в нём. Заточенные под узкий функционал сервисы будут вымирать. «Тенденция уже прослеживается в многочисленных функциях и интеграциях, появляющихся у соцсетей, и рано или поздно останется либо один универсальный сервис, либо, что более вероятно, несколько сервисов с чёткой сегментацией функционала и целевой аудитории», – считает Евгений Бубнов. При этом, по мнению эксперта, при чёткой сегментации аудитории конкуренция будет отсутствовать, а конвергенция крупных сервисов – приветствоваться, а раз так, то и агрегаторы соцсетей будут не нужны, поскольку контент в разных сервисах будет и должен будет быть разным. Автор: Константин Фрумкин

Будущее интернета: конвергенция соцсетей и универсальные помощники
© Инвест-Форсайт