Войти в почту

Как и зачем судятся «Яндекс» и «Газпром-медиа», и причем здесь Mail.ru Group

Медиахолдинги в стремлении избавить Рунет от пиратского контента требуют от известного поисковика удаления ссылок на сайты со спорным содержимым. Однако крупные площадки с нелегальным контентом — видеохостинги Mail.ru и «Одноклассники» не стремятся включиться в борьбу с пиратством. Почему такой подход — не выход для правообладателей и пользователей, которые могут лишиться доступа к легальному контенту — в материале «Ленты.ру». Летом 2018 года разгорелся конфликт между телеканалами, входящими в группу «Газпром-медиа» и «Яндексом». Причиной стала выдача поисковиком ссылок на сайты с нелицензионным контентом. Каналы ТНТ, «Супер», ТВ-3 и 2х2 подали иски с требованием обязать интернет-компанию удалить ссылки на сайты, где размещались пиратские копии видеопродукции. Речь шла о сериалах «Домашний арест», «Вне игры», шоу «Мистические истории» и об анимационном сериале «Осторожно земляне». В августе суд занял сторону «Газпром-медиа», приняв в качестве обеспечительной меры в период рассмотрения иска временную блокировку ссылок на спорный контент. В конце месяца Роскомнадзор направил «Яндексу» на основании определений Мосгорсуда уведомление, потребовав удалить с сайта yandex.ru всю «незаконно размещенную информацию». Со своей стороны «Яндекс» неоднократно заявлял, что работает в соответствии с российским законодательством, согласно которому в интернете блокируется пиратский контент. По мнению компании, это требование не распространяется на поисковики. «Поисковая система не размещает контент в сети и не может отделить спорный контент в поисковой выдаче от легального», — отмечали в компании. «Яндекс» также просил суд просил провести техническую экспертизу. «Заключение экспертов поможет суду разобраться в сложных технических деталях, объясняющих принцип работы поиска по видео и невозможность исполнения предъявленных нам требований», — заявили в пресс-службе компании. Однако представители Фемиды отложили рассмотрение ходатайства и не стали отменять обеспечительные меры. Несмотря на сопротивление поисковика и все его доводы о невозможности выполнения требований, над сервисом «Яндекс.Видео» нависла угроза блокировки со стороны Роскомнадзора. Риски распространялись и на другие ресурсы компании, ведь большинство провайдеров блокируют трафик только по доменному имени — в случае «Яндекс.Видео» это yandex.ru. Чтобы минимизировать риск, жертвами которого могли бы стать все пользователи поискового сервиса, в компании приняли решение удалить из поиска все ссылки на страницы со спорными произведениями. В интернет-компании предупреждали: среди удаленных ссылок могут быть и ссылки на ресурсы, где контент размещен самим правообладателем. «В результате пользователи потеряли возможность отыскать легальный контент на «Яндексе», а ресурсы «Газпром-медиа», вполне возможно, лишились части трафика», — объясняли представители поисковика. Так, например, стало известно, что из поисковой выдачи «Яндекса» исчезли прямые ссылки на OTT-платформу TNT-Premier, которая принадлежит «Газпром-медиа» и на которой эксклюзивно размещен сериал «Домашний арест» (сейчас ссылка на сервис появляется в выдаче поисковика). В конце сентября стало известно о подготовке отраслевого меморандума, который мог бы помочь разрешению затянувшегося конфликта. В совещании, прошедшем при посредничестве Роскомнадзора, приняли участие «Яндекс», Mail.Ru Group, «Газпром-Медиа» и Ассоциация продюсеров, однако стороны не смогли договориться. «Яндекс» выдвинул условие, что меморандум должны подписать и другие интернет-компании, в частности Mail.Ru Group. Однако Mail.ru заявляет, что не считает необходимым подписывать соглашение, так как уже сейчас удаляет нелегальный контент по заявлению правообладателей. Эта позиция стала последним препятствием на пути к разрешению конфликта, поскольку в «Яндексе» настаивают на подписи интернет-компании под документом. Почему интернет-компания так настойчива? Через анонимный источник редакции «Ленте.ру» удалось ознакомиться с материалами дела Мосгорсуда. Как оказалось, «Газпром-Медиа» судится с «Яндексом» из-за того, что тот показывает в результатах поиска в том числе и контент холдинга, найденный на принадлежащих Mail.ru порталах «Одноклассники» и video.mail.ru. Таким образом «Яндекс» пытается привлечь к созданию меморандума владельцев сайтов, где может находиться пиратский контент, и предлагает им присоединиться к отраслевому соглашению. Однако Mail.ru стремится абстрагироваться от участия в переговорном процессе. На данный момент стороны продолжают согласовывать детали отраслевого меморандума по борьбе с интернет-пиратством. Как заявил в конце прошлой недели пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, принципиальные разногласия между «Яндексом» и правообладателями сняты. Представитель ведомства отметил, что интернет-компания «проявила конструктивную позицию», и выразил уверенность, что после детальной доработки документ будет подписан. Финальная встреча участников спора и возможное подписание меморандума состоятся 1 ноября в Роскомнадзоре. Однако пока еще непонятно, присоединятся ли к соглашению помимо «Яндекса» аналогичные сервисы. «Принципиальная позиция правообладателей заключается в том, что "Яндекс" должен подписать меморандум безотносительно позиции других интернет-компаний. Но "Яндекс" это условие не удовлетворяет», — сообщил источник RNS. «Действенные инструменты борьбы с пиратством должны отвечать принципам прозрачности и равноприменимости ко всем участникам рынка», — подчеркивают представители «Яндекса». Они считают важным, чтобы этот документ был подписан в том числе Mail.Ru Group (включая «ВКонтакте» и «Одноклассники»), Google (включая YouTube), Rutube и другими игроками. Вместе с тем в компании продолжают настаивать, что требования Мосгорсуда по искам телеканалов, входящих в «Газпром-медиа», удалить пиратские копии сериалов из выдачи «Яндекс.Видео» «не только неисполнимы и не решают проблему пиратства, но и вредят как правообладателям, так и пользователям». Даже несмотря на удовлетворение «Яндексом» требования суда о блокировке ссылок на сайты с нелегальным контентом, его по-прежнему можно легко найти с помощью других поисковиков, в социальных сетях и на медиахостингах. В поисковой сети отметили, что продолжат защищать свою позицию на следующих заседаниях. Поисковик сначала отказывался блокировать ссылки, но после того, как над всем сервисом «Яндекс.Видео» нависла угроза блокировки, компания решила удалить из поиска все ссылки на страницы со спорным контентом. При этом пользователи потеряли возможность отыскать и легальные сайты, поскольку поисковик не в состоянии отличить их от пиратских.

Как и зачем судятся «Яндекс» и «Газпром-медиа», и причем здесь Mail.ru Group
© Lenta.ru
Lenta.ru: главные новости