«Компромиссный» приговор? Журналистку Баязитову отправили в колонию на пять лет

Басманный суд Москвы с третьей попытки смог огласить приговор главному редактору телеграм-канала «Адские бабки» Александре Баязитовой и медиатехнологу Ольге Архаровой. За вымогательство 1,2 млн рублей у топ-менеджера Промсвязьбанка Александра Ушакова обе получили реальные сроки — пять лет заключения и четыре с половиной года лишения свободы. Несмотря на то что наказание оказалось значительно мягче, нежели просило гособвинение, прокуратура не планирует обжаловать приговор. Защита, напротив, в ближайшее время намерена подать апелляцию в Мосгорсуд.

«Компромиссный» приговор? Журналистку Баязитову отправили в колонию на пять лет
© BFM.RU

Оглашение приговора, которое до этого дважды (20 и 24 ноября) откладывалось по неизвестным причинам, началось в понедельник, 27 ноября, с часовой задержкой. Зал суда был забит. Баязитова, которая на протяжении следствия и процесса находилась в боевом расположении духа, не утратила его и теперь и, когда прессу попросили не снимать судью и прокурора, не смогла сдержаться. «Да, прокурора, пожалуйста, не снимайте. Прокурор очень стесняется. Вот она, за тумбочкой сидит», — кивнула Баязитова в сторону гособвинителя Елены Прокопенко, которая для нее и второй подсудимой в прениях запросила 14 и 13 лет колонии соответственно. Архарова в это время просила отца: «Пап, только не плачь, а то я заплачу!»

«Оправдательный приговор»

Приговор оказался не таким суровым, как просила прокуратура. Обеим фигуранткам назначили сроки с применением статьи 64 УК, то есть «ниже низшего предела», нежели предусматривает вмененная им статья «вымогательство в особо крупном размере» (ч. 3 ст. 163 УК РФ), санкция которой начинается от семи лет заключения, а заканчивается 15 годами колонии. Признавшей вину Архаровой судья Елена Ленская дала 4,5 года заключения, а не признавшей вину Баязитовой — пять лет колонии общего режима.

Последняя расценила это как оправдательный приговор. «Все это называется «оправдательный приговор», когда суд не может оправдать, но вот так снижает наказание. Мы, конечно, все равно будем его обжаловать», — сказала Баязитова, когда ее уводил конвой. А незадолго до этого, в зале суда, она вновь отпустила едкий комментарий в адрес потерпевшего и его банка, сказав, что с помощью приговора суд фактически наложил на пять лет запрет на публикации о Промсвязьбанке, который участвует в гособоронзаказе. «Помните об этом. Будьте осторожны», — обратилась она к присутствующим и всех поблагодарила за поддержку.

Не ушла без комментариев и прокурор. Старший помощник прокурора Юго-Восточного административного округа столицы Елена Прокопенко заявила, что прокуратура не будет обжаловать вердикт, несмотря на довольно мягкое наказание. По ее словам, суд правильно квалифицировал действия фигуранток, а приговор назначил с учетом смягчающих обстоятельств. В этой связи она назвала решение суда обоснованным.

Трое обвиняемых

По данным следствия, в мае 2022 года в телеграм-канале «Адские бабки», который вела журналистка Life.ru Александра Баязитова, была опубликована информация о судимости старшего вице-президента Промсвязьбанка Александра Ушакова. За снятие заметок и установку месячного блока на его фамилию банкир через свою помощницу заплатил администратору канала, пиар-специалисту Инне Чуриловой, 420 тысяч рублей, которые та поделила с автором заметок Баязитовой. Сообщалось, что они предложили ему за 1,2 млн рублей оплатить квартальный блок на размещение негативных публикаций о нем. Такая сумма была названа с учетом «интересов» медиатехнолога и администратора телеграм-канала Ольги Архаровой, которую привлекли к переговорам. Ушаков написал заявление в правоохранительные органы. Кузьминский суд столицы 10 августа 2022 года арестовал Александру Баязитову, Ольгу Архарову и Инну Чурилову.

Инна Чурилова почти сразу признала вину, заключив со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве, после чего 2 ноября 2022 года Кузьминский суд Москвы перевел ее под домашний арест. Позже, 5 июля 2023 года, Басманный суд Москвы приговорил ее к четырем годам лишения свободы условно, рассмотрев дело в особом порядке.

Судебный процесс по делу Баязитовой и Архаровой длился с июля 2023 года. Разбирательство проходило в закрытом режиме по ходатайству потерпевшей стороны.

«Доказательства из области интерпретации»

Адвокат Баязитовой Игорь Михеев после окончания процесса заявил, что суд фактически вынес «компромиссный приговор». «Обжаловать его Александра будет однозначно и будет пытаться доказать свою невиновность», — сказал он. В ходе процесса, на его взгляд, не представили «бесспорные и неопровержимые» доказательства причастности Баязитовой к требованию каких-либо средств у банкира.

«Когда объектом уголовного преследования становится журналист, то, я считаю, должны быть неопровержимые доказательства вины, поскольку это всегда вызывает некое волнение в обществе. По моему мнению, все доказательства гособвинения — из области интерпретации. Суд дал им свою оценку. Защита и Александра с ней не согласны», — сказал защитник. Он отметил, что сама статья «вымогательство» подразумевает требование передачи денег или имущества под угрозой применения насилия или нераспространения неких сведений. Сама же Баязитова утверждала, что увидела Ушакова в суде в первый раз. «Соответственно, никакого общения с Ушаковым у нее не было. Она полагает, что была привлечена к ответственности как журналист только за написание литературного текста и его распространение. Она с ним [Ушаковым] вообще не общалась. Не было даже никакой переписки с ним», — сказал Михеев.

Он пояснил, что вопреки появившемуся накануне комментарию его коллеги, адвоката Архаровой Елены Федуловой, о том, потерпевший в суде якобы просил не приговаривать фигуранток к реальным срокам, эта информация правдива лишь наполовину. По его словам, Ушаков просил назначить условный срок лишь извинившейся перед ним Архаровой, а по отношению к Базитовой «высказал жесткую позицию».

В настоящее время обе подсудимые пробыли под стражей один год и три месяца. С учетом времени, проведенного в СИЗО, где один день учитывается за полтора дня в колонии общего режима, получается, что они в общей сложности отсидели почти по два года. Уже в ближайшие месяцы они могут подать ходатайство об условно-досрочном освобождении как отбывшие половину наказания. Однако Игорь Михеев признался, что об этом Баязитова пока «даже не думает и настроена исключительно на то, чтобы доказывать свою невиновность».