Войти в почту

Суд продлил срок задержания журналиста «Медузы» Ивана Голунова на 72 часа

Никулинский суд Москвы 8 июня не смог рассмотреть вопрос о мере пресечения спецкора интернет-издания «Медуза» Ивана Голунова, обвиненного в покушении на сбыт наркотиков. Ожидалось, что следствие выйдет в суд с ходатайством об аресте, но обвиняемому стало плохо и его отвезли в больницу. В итоге ходатайству следствия срок задержания журналиста был продлен на 72 часа. Само заседание, на котором решится судьба репортера, пройдет.

Суд продлил срок задержания журналиста «Медузы»
© Facebook Ивана Голунова

Ожидалось, что на избрание меры пресечения журналиста привезут в суд 7 июня, однако в этот день следствие провело очную ставку Голунова с одним из понятых, а также взяли смывы с рук, отпечатки пальцев, срез ногтей и волос, а также эпителий.

В субботу у здания Никулинского суда Москвы журналисты стали собираться еще рано утром. Трое из них, включая журналиста «Таких дел» Сергея Карпова, угодили в полицию из-за того, что развернули плакаты прямо у входа, нарушив порядок пикетирования (ст. 20.2 КоАП) и приблизившись к зданию суда ближе, чем на 50 метров. После составления административного протокола в ОВД «Крылатское» их отпустили. Другие сочувствующие учли негативный опыт своих коллег, и стоявшего через дорогу одинокого пикетчика позже никто не трогал.

К обеду толпа разрослась до сотни сочувствующих, большинство из которых были журналистами. Среди них были главный редактор «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, гендиректор «Медузы» Галина Тимченко, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, а также бывший главред «Афиши» Юрий Сапрыкин и журналист «Московского комсомольца» Александр Минкин. Неравнодушные граждане привезли лоток с яблоками, а также питьевую воду. Было даже мороженое, но его быстро расхватали.

В суд Ивана Голунова доставили … вечером, после того, как свозили на обследование в 71-ю больницу. До этого вызванные по просьбе адвокатов Голунова в УВД врачи скорой заподозрили у него перелом ребер, сотрясение головного мозга и засвидетельствовали гематомы.

Ранее, 8 июня Следственная часть УВД по ЗАО столицы предъявила ему обвинение в покушении на сбыт наркотиков в особо крупном размере (статья 30, пункт «г» части 4 статьи 228.1 УК). Свою вину Голунов не признал.

36-летний репортер был задержан 6 июня в 14:40 неподалеку от метро «Цветной бульвар», когда он направлялся на встречу с источником. Протокол о его задержании оформили только 7 июня в 3:50 утра. Согласно постановлению о привлечении в качестве обвиняемого, при личном досмотре у журналиста в рюкзаке было обнаружено два свертка с наркотическим веществом — производным N-метилэфедрона, массой 3,56 грамма и еще два вертка с кокаином. Дома у журналиста, на съемной квартире на Вешняковской улице, нашли еще 5,42 грамма кокаина, а также весы, заявили в МВД. При этом в начале на официальном сайте столичной полиции были опубликованы фотографии целой нарколаборатории, однако позже МВД утонило, что лишь один снимок был сделан в жилище репортера, а остальные — по делу преступной группы, на связь с которой журналист проверяется.

Сам Голунов утверждает, что наркотики ему подбросили, а его задержание было довольно жестким — его избили и протащили по земле. Журналист связывает уголовное дело с профессиональной деятельностью. Перед задержанием репортер готовил текст о работе рынка ритуальных услуг в Москве, отмечала Русская служба BBC. Голунов также известен как автор расследований о коррупции среди чиновников самого разного ранга, в том числе в мэрии Москвы.

Его дело вызвало резонанс в журналистском сообществе. Многие представители СМИ и просто сочувствующие провели пикеты у здания столичного главка полиции. В связи с заявлениями о нарушении прав фигуранта расследование дела взял под личный контроль начальник ГУ МВД России по Москве генерал-лейтенант полиции Олег Баранов.

За сбыт наркотиков в особо крупном предусматривает (ч. 4 ст. 128. 1 УК РФ) грозит наказани на срок от 10 до 20 лет лишения свободы. Одако за покушение на сбыт суд не вправе назначить более двух третей, в данном случае максимум 13,5 года. Это при доказанности вины.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслан Коблев констатируют, что дело вызывает массу воспросов, а полиция сработала слишком топорно. Он не исключает фальсификацию доказательств по делу и полагает, что с учетом внимания общественности шансы доказать это есть. По его словам, для этого нужно добиться, чтобы дело передали в вышестоящее следственное подразделение и проверили основания для задержания, а также провели экспертизы. Коблев отмечает странность: журналиста «взяли» не в момент сбыта наркотиков, а когда он просто шел по улице в центре столицы.

«Если надзирающий орган оперативно поднимет оперативные материалы, послужившие основанием для задержания, все быстро встанет на место. Также есть вопрос о том почему его задержали не в момент продажи или получения наркотиков, а когда он просто куда-то шел. Лично я в этом никакой логики не вижу, — сказал эксперт. — Если они считают, что он занимался сбытом, он ж должен был куда-то их донести. Вряд ли человек берет свертки и с таким объемом идет на совещание в редакцию».

Адвоката также не убедили объяснения полиции по поводу применение силы при задержании. «Это отдельный вопрос. Я прочитал их объяснения о том, что телесные повреждения Голунов получил, так как сопротивлялся. Так к этом и смысл полицейской работы. Вы профессионалы, сделайте так, чтобы человек не сопротивлялся, нельзя его по земле тащить. Нужно применить наручники и вести или нести, а не тащить по ступенькам. Это же бред какой-то. Это в любом случае должностные преступления», — возмущен он.