Ещё

Разработчик, а не производитель: нашелся «украинский след» в трагедии Ан-148 

Фото: wikipedia.org / Alex Snow / CC BY-SA 4.0
В участии представителей Украины в расследовании крушения Ан-148 "Саратовских авиалиний" в Подмосковье очень мало смысла. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов.
"Ан-148 когда-то производился на Украине, но мощности для выпуска этого самолета давно перенесены в Воронеж. Думаю, желание участвовать в расследовании причин катастрофы в Подмосковье у представителей Киева есть, но у российской стороны нет причин их допускать к материалам. Де-факто отношения к трагедии украинская сторона не имеет. Включение их в комиссию может быть интересно только с точки зрения дипломатии и поддержки отношений.
Украинским представителям хотелось бы знать как можно больше о причинах катастрофы, но помочь следствию они ничем не могут — о конструктивных недостатках разбившегося самолета пока речь не идет. Материалы расследования обычно засекречиваются до принятия окончательных выводов — причин полагать, что к ним допустят представителей другой страны лично у меня нет. Хотя теоретически это возможно", — отмечает эксперт.
Уведомление о катастрофе Ан-148 направлено на Украину — в страну-разработчик самолета. Киев назначил уполномоченного представителя и советников, которые намерены принимать участие в расследовании крушения борта "Саратовских авиалиний" в Подмосковье. Международный авиационный комитет (МАК) допустил, что участие Киева возможно "в рамках приложения 13 к Чикагской конвенции". Уже известно, что с 2010 года Ан-148 производится в Воронежской области, упавший борт был практически новым — производства 2010 года. До февраля 2017-го его эксплуатировала авиакомпания "Россия", затем в субаренду взяли "Саратовские авиалинии".
"Участие Украины, на мой взгляд, может обернуться максимум моральными к ней претензиями — претензий к качеству разработки пока не предъявляется. Но окончательные выводы делать еще очень рано — расследование еще только стартовало и может занять довольно долгое время. С нынешним обилием снега в Подмосковье только искать и собирать обломки упавшего самолета будут минимум неделю.
Впоследствии предстоит сделать "выкладку" разбившегося борта — это процесс сборки его из собранных частей. Работа сложная и скрупулезная, она займет не менее месяца. Параллельно идет аналитическая работа экспертов. Если причины трагедии будут очевидны после данных расшифровки "черных ящиков", окончательные выводы можно будет делать через несколько месяцев. Но обнаружить причины трагедии может быть не так просто. Тогда следствие затянется на непредсказуемый срок", — подчеркивает специалист.

Конфликт интересов

Разработанный на украинском АНТК имени Антонова, Ан-148 рассчитан на перевозку до 80 пассажиров на расстояние до 4,4 тысячи км. Транспортная прокуратура уже заявила, что сертификат летной годности упавшего борта RA-61704 годен до 1 июня. В феврале–марте 2017-го самолет прошел длительную (более 40 дней) доработку на воронежском заводе-изготовителе — работы касались конструкции фюзеляжа. По данным СМИ, 11 февраля он выполнял четвертый рейс за сутки, обычно ежесуточно он их делает шесть.
Вылетевший из Домодедово Ан-148 "Саратовских авиалиний" рейсом Москва — Орск разбился в Раменском районе Московской области 11 февраля через несколько минут после взлета. Все находившиеся на борту — 71 человек, включая членов экипажа, — погибли. МАК заявил о нахождении речевого и параметрического самописцев на месте падения Ан-148. Оба "черных ящика" повреждены, но пригодны к расшифровке. Командир воздушного судна имел пять тысяч часов налета, на Ан-148 — 2,8 тысячи часов, то есть обладал огромным опытом.
"Хотя производство Ан-148 уже давно перенесли в Россию, предприятие в Воронеже работает по украинской лицензии. Поэтому какие-то материалы, касающиеся состояния разбившегося самолета, Киеву могут и предоставить. Но это больше вопросы дипломатии и политики, нежели реальной помощи для следствия. Если правительство РФ на это пойдет — украинской стороне доступ будет предоставлен.
Нельзя говорить, что расследование будет проведено некачественно — им займется Межгосударственный авиационный комитет, располагающий высококлассными специалистами. Но есть вопросы к МАК в части возможного конфликта интересов. Ведь именно эта структура выдает сертификат летной годности, то есть допускает самолеты к эксплуатации. И если при выдаче документа кто-то ошибся, МАК будет сложно признать эту недоработку.
Когда одна рука разрешает летать, другая расследует трагедию — с точки зрения объективности, это не совсем правильно. Надеюсь все же, что препятствием для качественного расследования это не станет", — заключает Александр Романов.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео