Войти в почту

"ГИБДД будет снижать смертность на 10% в год"

Смертность на российских дорогах, рекордно упав в 2016 году, продолжает снижаться и в 2017-м. Как выяснила «Газета.Ru», за пять месяцев этого года в ДТП погибли 5 770 человек, что на 12,5% ниже, чем год назад. При этом некоторые эксперты полагают, что реальные показатели аварийности и смертности сильно превышают статистику, которую предоставляет Госавтоинспекция. Согласно официальной статистике ГИБДД, за пять прошедших месяцев 2017 года на российских дорогах произошло серьезных 55 907 ДТП, в которых погибли 5 770 человек и еще 71 461 получили различные травмы. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатели количества раненых снизились более чем на 5%, а общего количества ДТП – чуть больше чем на 6%. Сильнее же всего упало число погибших в авариях – на 12,5%. И если в прошлом году был зафиксирован самый низкий за всю историю современной России показатель смертности — чуть больше 20 тысяч человек, то в этом году он, видимо, будет еще меньше. Согласно статистике, сократились практически все основные показатели дорожной смертности. Так, например, в первые пять месяцев 2017 года в авариях с пьяными водителями погибших оказалось на 38% меньше, нежели в 2016-м – показатели снизились с почти 1,5 тыс. погибших до 926 человек. Количество смертельных ДТП с пешеходами упало с 2 030 человек в 2016-м до 1 689 в этом году. При этом статистика показывает, что почти две трети смертельных аварий с пешеходами происходит по вине последних. Так, за первые пять месяцев 2017-го из-за нарушения ПДД пешеходами в авариях погибло 1 118 человек. Незначительно снизилось количество погибших на отечественных дорогах детей. Если в первые пять месяцев 2016 года под колесами машин погибли 267 ребенка, то в течение этого же периода в текущем году – 241. Меньше оказалось и смертельных аварий, виновники которых скрываются с места ДТП – их число сократилось почти на 37% с более чем 340 до 216. Согласно статистике, больше всего людей погибает при авариях с легковыми автомобилями: в 2017 году этот показатель хоть и снизился почти на 10%, все равно составляет довольно внушительное количество – 3 991 человек. В то же время сокращение погибших в авариях с мотоциклистами более значительно – целых 18%, однако общее число погибших в авариях с двухколесным транспортом не идет в сравнение с легковушками – 124 человека. А вот количество погибших в ДТП с грузовиками, наоборот, выросло – с 506 до 556 человек. Более чем в полтора раза выросло и количество погибших в ДТП с автобусами – за пять месяцев этого года под их колесами скончалось 160 человек. Число жертв аварий с городским электрическим транспортом – троллейбусами и трамваями – наоборот, сократилось с 24 в прошлом до 15 человек в этом году. Президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре в беседе с «Газетой.Ru» отметила, что причиной такого снижения аварийности и смертности является планомерная комплексная работа государства в области воспитания участников дорожного движения. «Мы видим на основе социологических данных, что люди стали чаще использовать ремни безопасности, детские удерживающие устройства, более тщательно стали подходить к выбору автошкол, взаимодействовать с пешеходами. Все эти вещи в течение долгого времени изучались и анализировались, над устранением таких «болевых точек» постоянно велась и ведется работа. В связи с этим культура вождения повышается», – объяснила она. Однако предсказать, какими будут показатели аварийности в конце года, по мнению Агре, сложно. Она утверждает, что существует большая вероятность того, что снижение будет продолжаться планомерно, однако также есть и ряд факторов, прежде всего связанных с погодными условиями, которые могут негативно повлиять на аварийность. В то же время автомобильный юрист и общественный деятель Кирилл Форманчук утверждает, что реальные показатели аварийности и смертности сильно превышают данные статистики, предоставляемой ГИБДД. «Россия взяла на себя определенные обязательства, есть ведь программа ВОЗ и ООН по снижению аварийности и аналогичная федеральная программа. Теперь показатели смертности просто обязаны снижаться, они строго соответствуют запланированным показателям. В реальности нет никакого снижения аварийности или смертности», – отметил он в беседе с «Газетой.Ru». Юрист объяснил, что «мухлеж со статистикой» начинается на нижних уровнях. Он утверждает, что инспекторы ГИБДД в районах при сборе данных, намеренно занижают показатели. «Насколько я знаю, например, районные гаишники не учитывают погибших на прилегающих территориях. То есть если пешехода во дворе сбили – это не входит в статистику, – говорит Форманчук. – Еще есть тонкости с пострадавшими, которые после ДТП погибают не на месте аварии, а позже в больнице. Если человек умер в больнице через несколько суток, то его, как правило, не учитывают». По мнению эксперта, показатели смертности, предоставляемые ГИБДД, в ближайшее время будут снижаться примерно на 10% каждый год. При этом реальную обстановку они отражать не будут, считает он. «Не может так резко снижаться количество погибших в авариях с учетом того, что количество автомобилей и водителей постоянно растет. Это математически невозможно», – подытожил Форманчук. Напомним, что одним из громких ДТП с погибшими за последнее время стала авария в Забайкалье, где перевернулся автобус, в котором ехал 51 человек. Авария произошла на 702-м км федеральной автодороги Р-258 «Байкал» в ночь на 12 июня. Автобус Kia Granbird съехал в кювет и перевернулся на опасном участке автодороги Иркутск — Чита в 15 км от поселка Хохотуй Петровск-Забайкальского района. В салоне находились паломники, которые возвращались в Читу после поездки в обитель преподобного Варлаама Чикойского. На месте аварии погибли десять человек, еще четверо скончались позже от полученных травм. Почти все оставшиеся в живых пассажиры были госпитализированы в тяжелом и крайне тяжелом состоянии.

ДТП на федеральной трассе «Дон», 9 июня 2017 года
ДТП на федеральной трассе «Дон», 9 июня 2017 года© Сергей Стариков/ТАСС
Газета.Ru: главные новости