Водители объехали суды
Как стало известно «Газете.Ru», количество осужденных по «автомобильной» 264-й статье УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее тяжкий вред здоровью или смерть человека) продолжает снижаться. Происходит это на фоне общего падения аварийности на российских дорогах. Согласно судебной статистике, в 2013 году по ст. 264 УК РФ было осуждено более 15 тыс. человек. В 2014 году их количество снизилось до 11,5 тыс. человек. Однако причиной такого резкого падения числа осужденных в тот год стала амнистия к 20-летию Конституции, которая позволила тысячам водителей вовсе избежать наказания. В 2015 году во многом благодаря амнистии в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне этот показатель еще снизился — до 9,2 тыс. человек. В прошлом году количество осужденных снова стало расти, однако этот рост оказался совсем небольшим. В 2016 году в России по 264-й статье УК РФ было заведено более 16,5 тыс. уголовных дел, при этом обвинительный приговор был вынесен только 10,4 тыс. водителей. Большинству из них удалось избежать реального срока — к лишению свободы суды приговорили лшь 3,2 тыс. автомобилистов. Больше всего осужденных оказалось по первой части статьи, которая предусматривает наказание за нарушение ПДД, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности. Всего по ней в России приговорили 4,7 тыс. человек, из которых в заключение отправились только 65 водителей, большинство из них — 51 человек — получили срок до одного года. Почти 4 тыс. автомобилистов при этом были приговорены к ограничению свободы. Вторую часть статьи, которая устанавливает наказание за такое же деяние, только совершенное водителем в пьяном состоянии, получили 1,2 тыс. человек. При этом более 740 человек из них получили условный срок, а чуть больше 450 — реальное лишение свободы, большая часть из которых — 236 человек — отправилась в тюрьму на срок от 1 до 2 лет. По третьей части, предусматривающей ответственность за нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека, осудили 2,7 тыс. водителей. Почти половина нарушителей — 1,3 тыс. — отделалась условным сроком, еще 1,2 тыс. оказались за решеткой, 25 человек получили наказание в виде ограничения свободы. Более тяжелая четвертая часть этой же статьи, по которой пьяных водителей наказывают за причинение смерти оказалась в приговорах у 1,1 тыс. автомобилистов, подавляющее большинство из которых – 974 человека – сели в тюрьму. Большая часть из них получили срок от 2 до 3 лет. Условное лишение свободы получил 171 человек. По пятой части, по которой судят автомобилистов, нарушивших ПДД, из-за чего погибли два и более человека, приговорили 457 человек, свободы из них лишились 366 водителей, а 89 получили условный срок. Шестая же часть статьи, устанавливающая наказание за ДТП с двумя и более погибшими при условии, что водитель был пьян, оказалась самой «непопулярной». По ней осудили 152 человека, из которых 147 были приговорены к реальному лишению свободы. Большая часть из них получила сроки от 3 до 5 лет, при том, что минимальный размер наказания за данное преступление составляет четыре года колонии. Условное же лишение назначили пяти автомобилистам. Среди всех осужденных по 264-й статье больше всего мужчин, женщин-нарушительниц оказалось менее 10% – 847 человек. При этом 12 из них в момент совершения преступления были беременны, а 57 имели ребенка в возрасте до 3-х лет. Безусловно, чаще всего субъектами «автомобильных» преступлений в России становятся граждане РФ, однако есть среди них и граждане стран СНГ (222 человека), иных государств (75 человек) и даже лица без гражданства (11 человек). Большинство осужденных принадлежит к возрастной группе от 30 до 49 лет, на втором месте находятся нарушители от 25 до 29 лет, на третьем – водители старше 50 лет, на четвертом молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Несовершеннолетних же среди осужденных оказалось не очень много – чуть больше 50 человек. Большинство нарушителей имеет среднее профессиональное образование – таких оказалось 3,8 тыс. человек. Среднее общее образование имеют 3,6 тыс. водителей. Обладателей высшего профессионального образования – чуть больше 2 тыс. человек. Меньше всего нарушают обладатели основного общего, начального или не имеющие вообще никакого образования – их, согласно статистике, оказалось всего 903 человека. Примечательно, что чаще всего ПДД нарушают трудоспособные лица без определенного рода занятий. Также среди осужденных в прошлом году оказались государственные и муниципальные служащие (96 человек), военнослужащие по призыву и контракту (114 человек), сотрудники правоохранительных органов (84 человека) и даже лица, которые в момент совершения преступления отбывали наказание в местах лишения свободы (2 человека). В то же время меньше всего осужденных среди адвокатов, нотариусов, судей и работников судов. Интересно, что снижение количества осужденных падает на фоне уменьшения аварийности на российских дорогах. Так, в 2016 году, согласно официальной статистике ГИБДД, в авариях погибли 20 308 человек. По сравнению с 2015 годом количество жертв ДТП снизилось на 12,1%. Общее количество серьезных аварий уменьшилось на 5,6%, до 173,7 тыс. инцидентов. Количество раненых за год составило около 221 тыс. человек, что на 4,3% меньше, чем в 2015 году. Примечательно, что это самый низкий показатель за всю новейшую историю страны. Для сравнения, в 2003 году на отечественных дорогах погибло около 35 тыс. человек. Открытой статистики аварийности во времена СССР не публиковалось, но результаты отдельных исследований говорят о том, что столь низких показателей смертности на дорогах России и СССР не было с 70-х годов XX века. Адвокат Александр Липатников считает, что снижение количества осужденных может быть связано с тем, что участники аварий во многих случаях стараются не доводить дело до решения суда. «По моим ощущениям, количество осужденных действительно снижается, но не настолько существенно, чтобы можно было говорить о какой-то устойчивой тенденции, – сказал юрист. – Это может быть связано с тем, что люди на досудебной стадии заключают мировые соглашения и возмещают вред, причиненный в результате ДТП. Таким образом, до приговора дело не доходит». В то же время, по словам Липатникова, ждать резкого снижения количества осужденных по «автомобильной» статье не стоит. Он утверждает, что в последующие годы показатели будут либо держаться на сегодняшнем уровне, либо незначительно снизятся.