Войти в почту

«Люди стали чаще обращаться за помощью в полицию»

16 марта Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК) впервые будет официально отмечать дату своего образования. Службе в этом году исполняется 80 лет. Одно из приоритетных направлений ее деятельности — работа с обращениями граждан. В прошлом году в ГУЭБиПК поступило около 25 тыс. заявлений. О том, как расследуются дела обманутых дольщиков, правонарушения в области ЖКХ и кредитно-финансовой сфере, обозревателю «Известий» Олегу Фочкину рассказал начальник главка, генерал-майор полиции Андрей Курносенко. — Часто ли граждане обращаются с жалобами в ГУЭБиПК и почему это направление стало для вас одним из приоритетных? — Только за 2016 год возглавляемое мной подразделение рассмотрело свыше 25 тыс. обращений граждан. Среди оперативных подразделений центрального аппарата министерства это рекорд. Основной массив обращений связан с незаконным отчуждением объектов недвижимости и земельных участков, неисполнением долговых обязательств, правонарушениями в сфере ЖКХ (необоснованное завышение тарифов на коммунальные услуги, злоупотребления со стороны руководства управляющих компаний), а также несогласием с процессуальными решениями, ранее принятыми территориальными подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции. — Вы успеваете рассмотреть такое количество запросов? — Сроки процессуальной проверки тех обращений, где идет речь о возможном преступлении, ограничены федеральным законодательством до 10, максимум до 30 суток. Столь сжатые сроки стимулируют нас работать быстро. Но когда речь идет о правонарушениях в сфере ЖКХ, долевого строительства, то в указанный срок получить необходимую документацию и оценить ее с точки зрения уголовного законодательства сложно в силу большого объема. В большинстве случаев принятие законного решения требует проведения специальных исследований. Поэтому зачастую территориальные органы МВД России принимают преждевременные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, что, безусловно, вызывает негативную реакцию пострадавших граждан. — И что вы в этой ситуации делаете, если качественной, а то и просто проверки не проводится? — Роль Главного управления прежде всего в искоренении практики ненадлежащей регистрации преступлений, а также преждевременных отказов в возбуждении уголовного дела. В большинстве случаев именно в ходе рассмотрения обращений граждан и выявляются такие факты. Один из действенных инструментов — ведомственный контроль за работой территориальных подразделений по обращениям граждан. Сотрудники Главного управления организуют регулярные личные встречи с заявителями, чтобы составить полное представление о произошедшем. Нередко рассмотрение обращений происходит с выездом на место. Иногда сотрудники территориальных органов МВД России пытаются формально отчитаться о проделанной работе. Тогда мы вынуждены назначать служебные проверки и принимать строгие меры дисциплинарного характера. — По каким вопросам к вам чаще всего обращаются? — Львиная доля обращений в МВД России связана с гражданско-правовыми аспектами. Очень часто обращаются с жалобами по конфликтным ситуациям, связанным с деятельностью садовых товариществ, по вопросам разграничения земель общего пользования. За 2016 год только по результатам рассмотрения Главным управлением обращений граждан по различным экономическим вопросам органы предварительного следствия возбудили свыше сотни уголовных дел о преступлениях в кредитно-финансовой сфере, в агропромышленном комплексе, в сфере оборота алкогольной продукции, в бюджетной сфере. Это может показаться каплей в море на фоне 25 тыс. заявлений, но зачастую люди не знают, куда нужно обращаться, и устраивают веерную рассылку. Мы пытаемся помочь всем, направляя поступившие обращения в соответствующие органы. А бывает, начинаем разбираться, и оказывается, что граждане, пытаясь избежать судебных тяжб, подменяют гражданское судопроизводство уголовным, считая его более действенным и устрашающим для второй стороны. —​​​​ Много ли поступает обращений по вопросам коррупции? — В последние годы граждане чаще и намного смелее обращаются в правоохранительные органы. Но есть и проблема, связанная с широкой трактовкой понятия «коррупционное преступление». Значительная часть обращений содержит вопросы, по мнению заявителей, относящиеся к борьбе с коррупцией. Но при этом люди жалуются на судебные решения и бездействие судебных приставов, полагая, что вступившие в законную силу судебные решения, принятые не в их пользу, обусловлены коррупционными связями их оппонентов по спору. — Есть ли результаты по рассмотрениям обращений обманутых дольщиков? — Такие обращения в обязательном порядке остаются на нашем контроле. В 2016 году, как только к нам стали поступать многочисленные обращения обманутых дольщиков Москвы (ЖК «Царицыно») и Ярославля, под нашим контролем были организованы процессуальные проверки, и в конце 2016 года органами предварительного следствия возбужден ряд уголовных дел по статье «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение». — 16 марта вашей службе исполняется 80 лет. Как она появилась? — Фактически становление службы пришлось на 1919 год, когда НКВД, обследовав состояние существовавшей на предприятиях охраны, принял решение о немедленной организации промышленной милиции. На нее возложили задачи борьбы с хищениями народного достояния. А 16 марта 1937 года был создан знаменитый отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС). 26 декабря 2016 года министр внутренних дел России подписал приказ № 896, впервые официально утвердивший 16 марта в качестве праздничной даты образования подразделений экономической безопасности в системе МВД.

«Люди стали чаще обращаться за помощью в полицию»
© Известия