Войти в почту

Смерть в песках. Как погибали на «Дакаре»

Гибель болельщика на 9-м этапе «Дакара-2016» пополнила черный список смертей марафона 71-й фамилией. Sovsport.ru вспомнил некоторые трагедии из истории ралли-рейда. Если гибель Жюля Бьянки от последствий аварии на «Гран-при Японии»-2014 стала первой для «Формулы-1» за 21 год, то «Дакар» считанное количество раз обходился без жертв. С 1979-го года он стал причиной смерти 71 человека, из которых лишь 28 были, собственно, гонщиками, остальные – зрителями, механиками, журналистами. Из спортсменов чаще всего разбивались мотоциклисты – 19 человек. Также погибли 6 пилотов внедорожников и 1 пилот грузовика. Еще двое участников ралли-рейда стали жертвами военных конфликтов в Африке. ****** Первой жертвой «Дакара» стал французский мотогонщик Патрис Доден, погибший в январе 1979 года на участке Агадез-Тахуа в Нигере по ходу первого же в истории подобного ралли-рейда. Он потерял контроль над своей «Ямахой», когда пытался поправить шлем на голове, и в результате падения ударился головой о камень. Спортсмена отправили в госпиталь в Париже, где он и скончался от последствий травмы. ****** 2 января 1986 года вблизи городка Сет (Франция) погиб 41-летний японец Ясуо Канеко, управлявший байком Honda 500. На дистанции его сбил автомобиль «Пежо», не участвующий в ралли. Водитель машины, как оказалось, находился в состоянии алкогольного опьянения. Канеко скончался на месте. Это была 4-я смерть участника в недолгой на тот момент истории «Дакара». ****** В 1988 году голландец Тео ван де Рой сел за руль грузовика заводской команды DAF, выигравшей предыдущий «Дакар», с целью вписать свое имя в список победителей ралли-рейда. Однако по ходу 414-мильного участка Дьядо-Агадес 9 января он на скорости около 180 км/ч не справился с управлением, штурмуя очередную дюну. В результате автомобиль несколько раз перевернулся и был полностью разрушен. Инженера экипажа Киса ваш Ловезийна выбросило из салона – он погиб на месте. Де Роя и штурмана, шотландца Криса Росса, удалось спасти – позже их отправили в госпиталь в Агадесе, а оттуда – в Голландию. DAF на этом прекратил свою заводскую программу в «Дакаре», но сам Де Рой вернулся в знаменитые ралли-рейды в 2002 году в возрасте 58 лет. Сейчас его сын Жерар Де Рой является главным соперником экипажей «КАМАЗа» в борьбе за победу на легендарном марафоне. Смерть Ван Ловезийна осталась единственным случаем гибели члена экипажа грузовика в истории «Дакара» в результате аварии... ****** …Но не последней в общем списке таких смертей. 13 января 1991 года француз Шарль Кабань управлял грузовиком-техничкой заводской команды «Ситроен», когда на перегоне Тимбукту-Нема он стал жертвой перестрелки между малийской армией и повстанцами-туарегами в районе деревеньки Кадеун. Кабань скончался на месте. Организаторы «Дакара» отменили остававшиеся два этапа на территории Мали и в сопровождении усиленной охраны сопроводили всех участников и персонал до границы государства. ****** К сожалению, похожая история повторилась спустя пять лет – 3 января 1996 года. Только уже не в Мали, а в Марокко. Жертвой также стал член экипажа технички «Ситроена». На участке Эль-Хассан – Смара их «Мерседес» наехал на мину, заложенную местными повстанцами. В результате взрыва французский пилот Лоран Гужен, находившийся в данный момент за рулем, погиб на месте. Его напарники Паскаль Лодено и Винсан Боден сумели выбраться из развороченного автомобиля и остались живы. ****** 11 января 2005 года не стало Фабрицио Меони. Двукратный чемпион «Дакара» (2001 и 2002 годов) разбился на первом спецучастке 11-го этапа ралли-рейда – в результате падения со своего мотоцикла KTM, итальянец серьезно повредил шею. Ехавший за ним следом Давид Фретинье попытался оказать пострадавшему первую помощь, однако когда на место трагедии прибыл медицинский вертолет, врачам оставалось только констатировать смерть Меони. ****** Не всегда причиной гибели спортсменов становятся аварии. Последняя смерть участника «Дакара» случилась в прошлом году – 6 января польский мотоциклист Михал Херник не явился на финиш очередного этапа и не вышел на связь с командой и организаторами. В результате поисков тело пилота было найдено примерно в 300 метрах от трассы по маршруту Сан-Хуан – Чилекито (Аргентина). Впоследствии выяснилось, что Херник скончался из-за перегрева и обезвоживания. ****** Наконец, как мы помним, по ходу «Дакара» погибали не только участники. Обычно причиной подобных трагедий становится наезд на болельщиков - некоторые из зрителей перебегали трассу в неположенном месте, некоторые становились жертвами пилотов, потерявших управление и врезавшихся в зрителей. Самые серьезные трагедии уносили жизни сразу пяти человек (дважды). Правда, оба раза эти случаи не были связаны непосредственно с гонками: в январе 1986 года в результате крушения вертолета погибла группа из трех журналистов, одного пилота и одного радио-инженера, а в 1998-м пять мавританских болельщиков скончались в результате ДТП с участием пассажирского автобуса. 12 января этого года техничка, транспортировавшая Mitsubishi Lancer под номером «408» пилота Лионеля Бауда в Буэнос-Айрес столкнулась в Кордобе с другим автомобилем – всего пострадало 7 человек, один из которых скончался на месте. Злая ирония судьбы – ведь этот самый Lancer везли на ремонт после того, как тремя днями ранее, 9 января, Бауда в Боливии насмерть сбил 63-летнего местного болельщика….