Войти в почту

И бытия возвратное движенье

Автор Дмитрий Геер Немецкий фотограф Дитмар Экель – яркий пример оптимизма. Один из его фотопроектов, получивший название Happy End, посвящен крушениям самолетов, в которых никто не погиб. Кстати, идея эта возникла в тот самый момент, когда сам Экель лежал в больнице. Есть самолет, который рухнул из-за проблем с электричеством, однако выжили все, и потом еще трое суток при температуре в минус 45 по Цельсию ждали помощи. Есть и самолет, который во время посадки не удержался и провалился под лед, но опять-таки выжили все. Большинство случаев зафиксировано в Северной Америке. Но материалом послужила и катастрофа, которая произошла в 1993 году в Папуа-Новой Гвинее, когда выжили все, кто был на борту – девять человек. Однако в большинстве приведенных им случаев речь шла о небольших самолетах. Куда больше внимания привлекают истории, когда на грани гибели оказывались пассажиры крупных авиалайнеров. Одной из наиболее известных подобных аварий стала история рейса 243 "Алоха Эрлайнз". Это произошло 28 апреля 1988 года. Во время полета на высоте 7300 метров у самолета оторвало примерно 35 квадратных метров фюзеляжа. В результате пассажиры оказались под открытым небом при скорости ветра, которая в три раза превышала ураган. А температура держалась на уровне не выше минус 40 градусов. Причиной аварии стала коррозия, объясняет генеральный директор компании "Альянс авиационных технологий Авинтел" Виктор Прядка: "Одним из происшествий со счастливым концом можно считать происшествие с "Боингом-737", которое произошло в начале 80-х. Тогда самолет "Боинг-737" возвращался на аэродром назначения. И на высоте примерно пять тысяч у него всю верхнюю часть салона фюзеляжа самолета от кабины до крыла сорвало набегающим потоком воздуха. Практически пассажиры остались сидеть и наблюдать открытое пространство. Поскольку одна стюардесса была не привязана, то ее потоком вынесло, и она погибла. Все остальные пассажиры удачно долетели, поскольку кабина осталась невредима, система управления была проложена под полом пассажирского салона, и все пассажиры фактически отделались легким испугом. Фюзеляж оторвало, поскольку там была клееная конструкция, состоящая из двух слоев, между ними для прочности и повышения ресурса была проложена стеклоткань. Это было в такой сандвич склеено для повышения надежности. Но на деле оказалось, что с течением времени в один момент этот пирог расслоился, и целый свод фюзеляжа от кабины до крыла сорвало на фюзеляже. Конечно, пассажиры были в шоке". Тем не менее, 94 человека выжили. Правда, 65 из них получили травмы различной степени тяжести. В России одной из самых известных историй стала аварийная посадка "Ту-154" в Коми. Пилоты первого класса командир воздушного судна Евгений Новоселов и второй пилот Андрей Лапатов фактически вслепую сумели посадить самолет в тайге на совершенно неподготовленной для этого площадке недействующего аэродрома Ижма. Рассказывает исполнительный директор "Общества независимых расследователей авиационных происшествий" Валерий Постников: "На самолете полностью отказало электропитание, и никакие меры что-нибудь предпринять в воздухе для его восстановления не привели к успеху. Самолет остался слепым и глухим, но, тем не менее, все остальное было вполне работоспособно. Пилоты снизились, чтобы перейти на визуальный полет, им это удалось сделать, и стали искать, спасая жизни пассажиров и свои, хоть какое-то подходящее место для аварийного приземления. И увидели, с третьей попытки увидели старую заброшенную полосу недалеко от Ижмы. Она короткая, она никогда не принимала такие самолеты, как "Ту-154", длина полосы 1300-1400 метров – для "Ту-154" это маловато. Но выбора не было, и они попытались зайти на посадку. И самое удивительное, что они посадили самолет на эту короткую полосу. И более того, посадили более или менее нормально. Единственное, что они не смогли сделать – это остановиться в пределах этой короткой полосы. Они выкатились, но им опять же повезло: за торцом полосы не было крупных деревьев, не было ничего, с чем они могли столкнуться, и дальше могли быть самые страшные последствия – разрушение, пожар и все, что угодно. Они срубили ветки, кустарники, но все пассажиры остались целы". Повезло 15 января 2009 года и пассажирам аэробуса A-320 авиакомпании US Airways. Через несколько минут после взлета из-за повреждения обоих двигателей ему пришлось в экстренном порядке совершить посадку в воды Гудзона. 150 пассажиров и пять членов экипажа спаслись отчасти благодаря тем, кто стал невольными свидетелями происшествия, отмечает Валерий Постников: "Самолет А-321 ухитрился после взлета сесть на реку Гудзон и настолько аккуратно и плавно это сделать, что огромное количество людей, всех спасли. Единственное, что некоторые из них переохладились и заболели. Но успели выбраться на крыло, некоторые попали в воду, что естественно, но никакие не спасатели, а те, кто видел, рванули на помощь людям, всех эвакуировали, всех спасли". Порой главным "спасателем" людей в разных авиакатастрофах становится простое везение, воля случая. Однако это не повод положиться полностью на эти силы. Ведь сам человек часто прикладывает немало усилий, чтобы счастливый случай выпал именно на его долю.

И бытия возвратное движенье
© РИА Новости